Найти тему

Почему ребенок “не успевает” в школе?

Оглавление

По той же причине, по которой мы иногда не успеваем заскочить в вагон метро. Культурно-образованный машинист электропоезда, строго следуя расписанию, закрывает двери перед носом у опоздавшего пассажира. (Есть у машинистов московского метрополитена такое развлечение.)

"Шутка" с опоздавшим пассажиром на станции "Первомайская" (мое фото)
"Шутка" с опоздавшим пассажиром на станции "Первомайская" (мое фото)

Школьные учителя, следуя методикам, календарным планам обучения “развлекаются” подобным образом. Только детям, вовлеченным в эту “игру” не до веселья. Как и “опоздавшим” пассажирам.

С 5-6 класса большинство школьников становятся "отстающими"

К 5-6 классу дети начинают систематически “не успевать”. Догнать уходящий паровозик образования для большинства школьников становится практически невозможно.

За исключением

  • очень некоторых,
  • исключительно некоторых,
  • пренебрежимо мало некоторых.

Вроде не успевающего в школе Эйнштейна, Менделеева - троечника по химии и хулиганистого Чехова ... За столетие сколько таких наберется?..

Как связана оплата учителя с "успеваемостью"?

Машинист электропоезда получает зарплату за то, что вовремя довезет до следующей станции тех, кто успел заскочить в вагон по расписанию. “Игры” с пассажирами не являются должностным преступлением - если никого не прищемить. И зарплата машиниста никак не связана с количеством пассажиров в двигающемся по расписанию вагоне.

А за что получают зарплату учителя?

Если заменить терминологию метрополитена на школьную - за то же самое.

Единственное различие, что в “дверях” школьного паровозика защемленными оказывается большинство детей. А "другое большинство" вообще остаётся на перроне. Они "не успели.”

И, чтобы конкретизировать аналогию ...

А знаете ли вы, что учителя - предметники применяют в "современном обучении" некий прием?..

Педагогический прием работы с "неуспевающими"

Они явно, неявно и даже директивно предлагают "неуспевающему" ребенку сдавать не профильный, а базовый ЕГЭ по математике. Или не сдавать физику, а выбрать, например, обществоведение.

Потому, что если школьник сдаст профильную математику или физику "не очень", то учителю сделают по попке "а - та - та" и накажут рублем. А если ученик просто не "успеет заскочить в вагончик" - то учителю ничего плохого не сделают. А то, что от такого подхода к "обучению" плохо становится "пассажиркам школьного паровозика" ... Кого это волнует?

А теперь чуть серьезнее и конкретнее.

Почему в советской школе "успевали" лучше?

Я часто задаюсь вопросом: почему советская система образования была эффективнее?

Единственной причины нет. Главное - это политическая, экономическая составляющая, заинтересованность общества в умных людях. Это ясно.

Но следующим по важности фактором я выделяю нарушение принципа постепенности в обучении.

Что такое постепенность?

Постепенность - это “успеваемость”. Учет фактора времени. Когда каждый ребенок успевает освоить программу обучения, привыкнуть к новым понятиям. Научиться думать этими понятиями.

А для этого требуется время. Причем для каждого - свое.

“В математике к понятиям привыкают” Джон фон Нейман

И это не только в математике - в любом обучении.

Успеваемость и массовое обучение

Сложно организовать массовое обучение так, чтобы подстроиться под темп привыкания к новым понятиям каждого ученика. Но можно к этому стремиться.

Что такое постепенность обучения? (На примере огурцов)

Огурцы растут неравномерно ... (мой огород)
Огурцы растут неравномерно ... (мой огород)

Давайте представим: мы решили выращивать огурцы и разработали план. Мы рассуждали так.

  • Среднее время роста огурца из семечки составляет 50 дней.
  • Средний размер плети составляет 1,5 метра, а средний размер огурца 0,15 м.
  • Следовательно, чтобы получить урожай к означенному сроку, и плеть, и огурец каждый день должны вырастать в среднем на

Берем калькулятор, делим сантиметры на дни, получаем, фиксируем, разрабатываем, утверждаем и внедряем.

Что здесь не так?

Все так, кроме того, что большинство конкретных огурцов по этому плану не вырастут. "Не успеют". Что, однако, не сразу очевидно.

Что делать с "неуспевающими?"

Что мы будем делать с “плохими” огурцами?

Ну что с ними делать?.. Ясно, что не всегда все идет гладко. по плану, случается брак. Не все семена в нужное время всходят. Не все плети плодоносят. Поэтому проще от них избавиться, освободив пространство для более жизнеспособных растений, которые и дадут урожай сторицей!

Поэтому мы внимательно смотрим, измеряем и, замечая “отстающие” или вообще "внеплановые" огурцы - выдираем плети из грядки!

Сколько огурцов мы так вырастим? Думаю, не более, чем по всей стране “победителей олимпиад”. То есть на засолку не хватит.

Такой урожай изредка, по случается ...
Такой урожай изредка, по случается ...

Фокус в том, что в “среднем” темпе будет расти очень небольшое количество огурцов. Закон нормального распределения никто не отменял. В “середине распределения” будет находиться очень немного огурцов - остальные будут опережать, или отставать “в развитии”. Поэтому от них придется избавляться, чтобы не нарушать научно разработанную методику.

иллюстрация, сколько "средних" огурцов мы вырастим. И сколько детей будут понимать математику по школьной методике обучения
иллюстрация, сколько "средних" огурцов мы вырастим. И сколько детей будут понимать математику по школьной методике обучения

Стоит ли переводить сказанное с “огуречной” на школьную терминологию?..

Думаю, нет. Умному учителю или очень умному родителю должно быть достаточно. В конце концов, самостоятельная работа всегда являлась частью эффективного обучения. Чтобы успевать ))

Планы, технологические карты уроков, поурочное планирование, ежедневное тестирование, контрольно-измерительные материалы …

По-моему достаточно простое и ясное объяснение одной из главных причин провала современного образования? Как вы думаете?

А пока, задумайтесь о том, как помочь вашему ребенку (если его записали в "неуспевающие). Единственный практически полезный способ - это добавить время для усвоения. Как? Вернувшись туда, где ребенок "перестал успевать". Потому, что следующий "паровозик" уедет еще быстрее ...

----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- -----

P.S. А если эта "огуречная" метафора показалась Вам не научной, то в ближайшее время я напишу об этом же, но с привлечением теоремы Гёделя. Не шутка.

Подписавшись на канал, можно не пропустить статью "С Геделем"

А вот по теме совсем свеженькое:

-5