По той же причине, по которой мы иногда не успеваем заскочить в вагон метро. Культурно-образованный машинист электропоезда, строго следуя расписанию, закрывает двери перед носом у опоздавшего пассажира. (Есть у машинистов московского метрополитена такое развлечение.)
Школьные учителя, следуя методикам, календарным планам обучения “развлекаются” подобным образом. Только детям, вовлеченным в эту “игру” не до веселья. Как и “опоздавшим” пассажирам.
С 5-6 класса большинство школьников становятся "отстающими"
К 5-6 классу дети начинают систематически “не успевать”. Догнать уходящий паровозик образования для большинства школьников становится практически невозможно.
За исключением
- очень некоторых,
- исключительно некоторых,
- пренебрежимо мало некоторых.
Вроде не успевающего в школе Эйнштейна, Менделеева - троечника по химии и хулиганистого Чехова ... За столетие сколько таких наберется?..
Как связана оплата учителя с "успеваемостью"?
Машинист электропоезда получает зарплату за то, что вовремя довезет до следующей станции тех, кто успел заскочить в вагон по расписанию. “Игры” с пассажирами не являются должностным преступлением - если никого не прищемить. И зарплата машиниста никак не связана с количеством пассажиров в двигающемся по расписанию вагоне.
А за что получают зарплату учителя?
Если заменить терминологию метрополитена на школьную - за то же самое.
Единственное различие, что в “дверях” школьного паровозика защемленными оказывается большинство детей. А "другое большинство" вообще остаётся на перроне. Они "не успели.”
И, чтобы конкретизировать аналогию ...
А знаете ли вы, что учителя - предметники применяют в "современном обучении" некий прием?..
Педагогический прием работы с "неуспевающими"
Они явно, неявно и даже директивно предлагают "неуспевающему" ребенку сдавать не профильный, а базовый ЕГЭ по математике. Или не сдавать физику, а выбрать, например, обществоведение.
Потому, что если школьник сдаст профильную математику или физику "не очень", то учителю сделают по попке "а - та - та" и накажут рублем. А если ученик просто не "успеет заскочить в вагончик" - то учителю ничего плохого не сделают. А то, что от такого подхода к "обучению" плохо становится "пассажиркам школьного паровозика" ... Кого это волнует?
А теперь чуть серьезнее и конкретнее.
Почему в советской школе "успевали" лучше?
Я часто задаюсь вопросом: почему советская система образования была эффективнее?
Единственной причины нет. Главное - это политическая, экономическая составляющая, заинтересованность общества в умных людях. Это ясно.
Но следующим по важности фактором я выделяю нарушение принципа постепенности в обучении.
Что такое постепенность?
Постепенность - это “успеваемость”. Учет фактора времени. Когда каждый ребенок успевает освоить программу обучения, привыкнуть к новым понятиям. Научиться думать этими понятиями.
А для этого требуется время. Причем для каждого - свое.
“В математике к понятиям привыкают” Джон фон Нейман
И это не только в математике - в любом обучении.
Успеваемость и массовое обучение
Сложно организовать массовое обучение так, чтобы подстроиться под темп привыкания к новым понятиям каждого ученика. Но можно к этому стремиться.
Что такое постепенность обучения? (На примере огурцов)
Давайте представим: мы решили выращивать огурцы и разработали план. Мы рассуждали так.
- Среднее время роста огурца из семечки составляет 50 дней.
- Средний размер плети составляет 1,5 метра, а средний размер огурца 0,15 м.
- Следовательно, чтобы получить урожай к означенному сроку, и плеть, и огурец каждый день должны вырастать в среднем на …
Берем калькулятор, делим сантиметры на дни, получаем, фиксируем, разрабатываем, утверждаем и внедряем.
Что здесь не так?
Все так, кроме того, что большинство конкретных огурцов по этому плану не вырастут. "Не успеют". Что, однако, не сразу очевидно.
Что делать с "неуспевающими?"
Что мы будем делать с “плохими” огурцами?
Ну что с ними делать?.. Ясно, что не всегда все идет гладко. по плану, случается брак. Не все семена в нужное время всходят. Не все плети плодоносят. Поэтому проще от них избавиться, освободив пространство для более жизнеспособных растений, которые и дадут урожай сторицей!
Поэтому мы внимательно смотрим, измеряем и, замечая “отстающие” или вообще "внеплановые" огурцы - выдираем плети из грядки!
Сколько огурцов мы так вырастим? Думаю, не более, чем по всей стране “победителей олимпиад”. То есть на засолку не хватит.
Фокус в том, что в “среднем” темпе будет расти очень небольшое количество огурцов. Закон нормального распределения никто не отменял. В “середине распределения” будет находиться очень немного огурцов - остальные будут опережать, или отставать “в развитии”. Поэтому от них придется избавляться, чтобы не нарушать научно разработанную методику.
Стоит ли переводить сказанное с “огуречной” на школьную терминологию?..
Думаю, нет. Умному учителю или очень умному родителю должно быть достаточно. В конце концов, самостоятельная работа всегда являлась частью эффективного обучения. Чтобы успевать ))
Планы, технологические карты уроков, поурочное планирование, ежедневное тестирование, контрольно-измерительные материалы …
По-моему достаточно простое и ясное объяснение одной из главных причин провала современного образования? Как вы думаете?
А пока, задумайтесь о том, как помочь вашему ребенку (если его записали в "неуспевающие). Единственный практически полезный способ - это добавить время для усвоения. Как? Вернувшись туда, где ребенок "перестал успевать". Потому, что следующий "паровозик" уедет еще быстрее ...
----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- ----- -----
P.S. А если эта "огуречная" метафора показалась Вам не научной, то в ближайшее время я напишу об этом же, но с привлечением теоремы Гёделя. Не шутка.
Подписавшись на канал, можно не пропустить статью "С Геделем"
А вот по теме совсем свеженькое: