Если в прошлой статье мы уделили больше внимания «синдрому Аспергера», в этот раз поговорим о «раннем детском аутизме» (далее РДА).
РДА – это отклонение в психическом развитие ребёнка, главным является нарушение общения ребёнка с внешним миром; детям с РДА требуется специальная психолого-педагогическая помощь, так как они имеют тяжелые нарушения в социально-психологическом развитие.
При РДА возможно два варианта отношения ребёнка к матери: начиная от симбиотической привязанности до неприятия телесного контакта.
В качестве одних из основных проявлений при РДА можно отметить следующие:
1. Трудности формирования самостоятельных элементарных коммуникативных сигналов (улыбка, взгляд глаза в глаза);
2. У детей с РДА сложный инстинкт самосохранения (он есть несмотря на то, что может казаться обратное);
3. Наблюдаются неадекватные формы познания мира;
4. Слабость аффективных механизмов защиты.
Есть и другие особенности, о которых мы поговорим в рамках разбора классификации РДА.
Существуют понятие «первичный и вторичный дефект». К первичному дефекту относят повреждение биологических систем (отделов центральной нервной системы, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами. Ко вторичному дефекту – недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у дебилов). При этом стоит помнить, что вторичный дефект непосредственно не связан с первичным, но обусловлен им – возникает под его влиянием.
Так вот, при РДА в качестве первичного дефекта выступает повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность (гиперстезия – это понижение порога чувствительности, приводящее к резкому усилению восприимчивости органов чувств к воздействию обычных по своей силе, а порой индифферентных раздражителей).
Вторичный дефект – аутизм (уход от окружающего мира, который ранит интенсивностью своих раздражителей) => стереотипии (стереотипным движениям) как псевдокомпенсаторные, аутостимуляторные образования, которые возникают в условиях самоизоляции, и «восполняют» дефицит впечатлений из вне, но тем самым ещё больше закрепляют аутистический барьер.
Существуют разные классификации РДА, но мы разберём лишь одну, включающую в себя 4 формы. Её предложила Никольская О.С. (ФГНУ «Институт коррекционной педагогики»), которая широко используемая в клинической практике.
1. Полная отрешённость от происходящего (отрешённость от внешней среды);
У таких детей наблюдается нарушение активности, отсутствие речи и визуального контакта.
2. Активное отвержение (активное отвержение окружающей среды);
Проявляют большую активность, чем дети первой группы, но более стереотипны в своем поведении. Для них смена привычной обстановки является неприемлемой, и они демонстрируют это очень эмоционально.
3. Захваченность аутистическими инстинктами (замещение внешней среды);
Дети, которые уходят в свой собственный мир. Такие дети сверх увлечены своими интересами, фантазиями, иллюзиями. Любое вмешательство в их мир провоцирует агрессию и панику.
4. Чрезвычайные трудности организации общения и взаимодействия. Дети с характерно выраженной отсталостью в развитии. Они более схожи с детьми второй группы, но при этом они более заторможены, поскольку способности общаться с окружающим миром отсутствуют. Они более утомляемы и ранимы.
В следующей статье разберём подробнее все 4 формы РДА. А пока хочу предложить вам два фильма, в которых показаны люди с аутизмом (взрослый и ребёнок).
1. Человек дождя (1988).
2. Восход Меркурия (Меркурий в опасности) (1998).
Оба фильма хорошие и интересные, но учитывая то, что я больше работаю с детьми, мне больше приглянулся именно второй фильм. В нём можно наглядно увидеть все особенности, свойственные детям с РДА. Возможно, где-то режиссёры что-то преувеличивают, но в целом многое совпадает.
Есть и другие фильмы на эту тему, вы сможете самостоятельно найти их в интернете.
P.S. Ели вас заинтересовала данная тема и у вас возникли вопросы, я с удовольствием на них отвечу.
Автор: Александра Раздьяконова
Читайте также:
Дети с ОВЗ
Дети с ЗПР. Часть 2
Дети с ОВЗ. Эмоциональная сфера дошкольников с ЗПР
Дети с ОВЗ. Аутизм. Введение
Что такое СДВГ?