Найти тему
Офисный рассказчик

Ваше слово, товарищ горилла!

Говорят: «Человек царь природы». Если так, ему очень повезло с подданными - братья наши меньшие не уступают нам в интеллекте и сообразительности. Ульи и муравейники по архитектурному замыслу устроены лучше мегаполиса – по крайней мере, пробок на дорогах там не бывает. Слоны умеют хоронить своих мертвецов и навещают слоновьи кладбища. Вороны научились размачивать в лужах сухой хлеб, открывать молочные бутылки и отличать человека с палкой от человека с ружьём. А когда «старший брат» обучает животное как равного себе – результаты получаются воистину фантастическими.

Мама Фрэнсис и Коко

Самый удивительный из экспериментов над обезьяной начался в 1972 году в Калифорнии. Исследовательница Френсис Паттерсон усыновила годовалую гориллу по кличке Коко и начала воспитывать её как человека. Малышку обучали спать в кровати, пользоваться туалетом, играть в игрушки, в день её рождения заказывали торт, и обезьяна задувала свечи. Говорить как люди гориллы не способны – у них другой артикуляционный аппарат. Поэтому исследовательница с первого года жизни начала обучать воспитанницу амслену – американскому «пальцевому» языку глухонемых.

-2

Трехлетняя Коко знала 248 слов, к 20 годам (всего гориллы живут 40-50 лет) она использовала для беседы более 1000 жестов, понимала более 2000 слов и составляла внятные предложения из 6-7 жестов. Её супруг, равнинная горилла по кличке Майкл за это время освоил менее 400 слов.

Более 10 лет животные (животные ли?) прожили под круглосуточным наблюдением лаборантов и телекамер. Им поставили 5-комнатный дом с туалетом, спальнями и игровыми комнатами. Как оказалось, Майкл и Коко беседовали между собой на амслене и в отсутствие исследователей, причём Майкл частенько копировал жесты супруги и учился новым словам у неё. Он же первым продемонстрировал, что умеет лгать и обижаться.

-3

Когда горилле из-за болезни вместо любимого бутерброда с арахисовым маслом дали диетическое блюдо, он жестами обвинил исследовательницу в том, что она сожрала его «орех сэндвич». Майкл же, случайно порвав халат лаборантке, на вопрос «кто это сделал» отвечал «Коко».

Коко, ошибаясь в решении какой-то особо сложной задачи называла себя «дурёха», а, однажды обидевшись на свою приёмную маму, просигналила ей «ты плохая, грязная уборная». Она же, играя с двумя плюшевыми обезьянами, назвала одну «плохой», другую «поцелуй», соединила их жестами «бороться-щекотаться», и объявила, довольная, «хороший-хороший».

-4

Майкл умер в 27 лет, Коко прожила более 45 лет и скончалась в 2018м. Еще несколько лет назад она давала в Интернете пресс-конференцию, отвечая на вопросы пользователей. В комфортабельном трейлере, где проживала горилла, были телевизор, ДВД-плеер и туалет, которыми она самостоятельно пользовалась. Она писала картины, объясняя «это моя птица сойка», «это моя игрушка». Хотя рисунки выглядели как художества четырёхлетнего ребёнка, на них находились покупатели – можно сказать, что «профессор» Коко сама зарабатывала себе на жизнь.

Когда у гориллы воспалился зуб, она объяснила исследователям, что больна, показала, где у неё болит и насколько сильно. Потеряв партнера она долго грустила, утешили ее лишь... котята, которых она воспитывала и баловала не хуже почтенной викторианской старой девы.

-5

Коко прожила вполне человеческую жизнь и (редчайший случай!) вызывала такое уважение, что люди отнеслись к ней как к равной.

Обезьян смешнее нет

Во время Второй мировой войны, в немецком городе Хеллабрун во время бомбёжек из всех зверей зоопарка пострадал только один вид обезьян. Карликовые шимпанзе бонобо умерли после первых взрывов – их чувствительная нервная система не выдержала стресса. Этих приматов стали серьёзно изучать уже в 70е годы на волне интереса к приматам. Сперва оказалось, что «обычные» шимпанзе умеют пользоваться орудиями и изготовлять их, потом – что они способны воевать и охотиться, мстить и манипулировать.

-6

Показательна история про одного маленького и хилого самца, который стал вождём стада благодаря тому, что стащил у исследователей большой бидон и держал в страхе сородичей, колотя по земле этой гремящей штуковиной. Учёные сделали выводы, что агрессия, кровожадность и жестокость – свойство всех приматов и поэтому естественно для человеческого общества. А бонобо эти выводы опровергли.

-7

Для начала в их стаде – полнейший матриархат. Все решения – от перекочёвки в поисках еды, до внутриобщинных конфликтов – на плечах самок. Если один из членов стада случайно толкнёт или ударит другого, он огорчается так, что день-два отказывается от пищи. А в свободное от добывания пищи время они развлекаются игрой в «жмурки» - обезьяна закрывает глаза ладонями или листком и начинает прыгать по кочкам или наскакивать на сородичей, пока не упадёт.

Попытки учёных «образовать» представителей этого вида, оказались ещё более забавны, чем опыты с гориллами. Молодая шимпанзе Уошо за первый год обучения выучила около 200 знаков и тут же начала составлять из них фразы и новые слова-комбинации, например «цветок + вонять» означало у неё «брокколи». Увидев низко летящий самолёт, она стала взволнованно дёргать за халат своего наставника: «хотеть-кататься-птица». А вот с политкорректностью были проблемы – соседей по клетке она называла «чёрные твари», а себя «человек».

-8

Другой эксперимент с самкой Мататой доказал, что обезьяны, как и люди различаются по степени обучаемости. Сама Матата категорически отказалась усваивать символический язык «йеркиш» и общаться с людьми, нажимая на клавиши. Но всё время обучения рядом с ней вертелся её годовалый сын Канзи… и однажды он стал объясняться на «йеркише» подсказывая матери правильные ответы.

Этот феноменальный обезьяний младенец научился разводить и тушить огонь, мешать суп, «делать уколы» игрушечной собачке и даже надевать маску Кинг-Конга, пугая родственников. Его младшая сестра по кличке Бонбониша выучила более 3000 слов на «йеркише» и амслене. Помнится, Эллочка Людоедка обходилась тридцатью…

Патриарх Канзи жив по сей день, он руководит сообществом бонобо в иследовательском центре Де-Мойна. И как и умница Уошо по сей день называет соплеменников обезьянами, а себя человеком.

-9

Сержант Афалина

О невероятном интеллекте, дружелюбии и общительности дельфинов люди знали с древности. Случаи, когда эти млекопитающие вытаскивали утопающих, исчисляются тысячами. Их считали слугами океанских божеств и душами погибших в пучине моряков, им приписывали волшебные свойства… а дельфины просто очень умны – объём мозга у них – 1,7 л (для сравнения у человека 1,4). Поддерживать на воде раненого или ослабевшего товарища или самку во время родов, чтобы они могли дышать, у этих млекопитающих – часть стратегии выживания вида. А вот почему они воспринимают человека как сородича – вопрос куда более интересный.

-10

Первым идею использовать невероятно сообразительных морских млекопитающих в качестве оружия выдвинул знаменитый русский дрессировщик Лев Дуров. Он обучил, правда, не дельфина, а морского льва Лео перерезать минные тросы и закреплять на бортах кораблей магнитные бомбы с часовым механизмом.

Проект «военно-тюленьих сил» был подан на одобрение государю Императору, в 1917 году в черноморской бухте началось обучение первого отряда, но через месяц все 17 ластоногих новобранцев оказались отравлены, после этого исчез один из сотрудников Дурова, а ещё через месяц в Лондоне американский физик Роберт Вуд подал правительству аналогичный проект. Но терпения и знаний у британцев не хватило, и дрессировку животных свернули достаточно быстро.

-11

Американцы оказались куда более настойчивы. Во время вьетнамской войны в порту Ла Холья на базе ВМФ нёс службу дельфиний отряд – они охраняли акваторию, находили и топили вьетнамских аквалангистов-диверсантов и отыскивали мины. Руководили отрядом афалины Геркулес и Таффи (последнему официально присвоили звание сержанта ВМФ США). Во время войны в Заливе подразделение из 150 дельфинов и морских львов патрулировало залив в Басре. А вот работать живыми торпедами эти мудрые звери категорически отказались.

-12

После того, как первый хвостатый камикадзе доставил взрывное устройство к макету враждебной подлодки и геройски погиб, всё стадо сплылось в кучу возмущённо щёлкая и свистя, и несколько месяцев после этого категорически отказывалось подчиняться любым командам экспериментаторов. Пришлось спешно перепрофилировать дельфинов на более безопасную «профессию».