На одном из форумов открылась полемика по этому животрепещущему вопросу. Приглашаю обсудить, поделимся своим опытом и мнениями по поводу привития любви к чтению.
Я педагог с 30-летним педагогическим опытом. Никогда не заставляла своих детей читать. Заставлять читать -изначально провальное занятие. Нельзя полюбить через "НЕ ХОЧУ, НО НАДО".
Я глубоко убеждена, что любовь к чтению надо прививать почти с самого рождения - месяцев с 5-6. Читать выразительно ребёнку книжки, рассматривать вместе картинки, учить стишки, просить пересказать сказку (когда заговорит). Приучать к тому, что лучший подарок -книжка. Ходить с малышом в книжный магазин, библиотеку, позволять ему выбирать из огромного разнообразия книг, искренне радоваться новому приобретению. Учить читать в процессе игры, начинать тогда, когда это интересно ребёнку (если готов - хоть с 3-х лет), а не выжидать до 6 летнего возраста. Это намного сложнее, чем усадить ребёнка за мультики или компьютер - самому надо любить книги, заниматься на постоянной основе, уделять много времени. Как можно дольше не подсовывать малышу гаджеты вместо книжки. Любовь к чтению не появляется из ниоткуда, это - кропотливый, многолетний труд.
На мои комментарии к статье (не моей) были такие отзывы (стиль и орфография авторов сохранены):
- не надо писать о чем не знаешь... если любит читать поаезло. Не любит хоть в бубном с рождения танцуй...
- я тоже с вами не согласна. Как объяснить тогда с точки зрения Вашей теории: семья, мать -тоже педагог, есть дочь и сын, погодки. Воспитывались одинаково, разница в возрасте очень маленькая....но дочь (мы раьотаем сейчас вместе) читала и сейчас много читает, а вот сын всегда это делал "со скрипом", а сейчас и вовсе не делает🤷♀️ видимо чтение, как и любое другое занятие- кому то интересно, а кому то нет. Я вот очень любила читать, помню "Мастер и Маргарита" прочитала за один день...теперь у меня двое мальчиков...книг дома-тьма, я обожаю современные детские издания, они делают ТАКИЕ книги♥️ Старший пока только начинает читать, но делает это с большой неохотой...и у меня уже сомнения, что вме эти книги будут им прочитаны(((
Всё дело в том, что у каждого человека различное мышление и разные предпочтения в литературе. Мы читаем ребёнку, например, сказку. Показываем картинки, обсуждаем с ним содержание. Объясняем что к чему, пока он маленький. А потом малыш вырастает, и допустим, у него отсутствует образное мышление. Таким образом, он читает, но в голове не складывается "картинка" прочитанного, не может сложить образ, самостоятельно ребёнок не может осмыслить то, что прочитал. Может быть, у него аналитическое мышление - больше интересна техника, цифры, архитектура, криминалистика, например. Или, к фэнтези бОльшая тяга, а мы продолжаем предлагать ему то, что нравится НАМ. Классику, например.
Но это не говорит том, что ребёнок не может полюбить читать - просто ему нужна другая литература. Например, Вы "проглотили" "Мастера и Маргариту", но далеко не все восхищаются Булгаковым и ваш ребёнок не понимает, о чём речь в произведении. А вот про хоббитов он будет читать с удовольствием, или про тайный сыск царя Гороха, к примеру.
Нас с младшей дочерью объединяет любовь к чтению, но читаем мы разную литературу, поэтому и библиотеки личные у нас разные. Иногда она советует мне прочитать что-то из современной беллетристики о проблемах подросткового возраста - и я читаю, и обсуждаю с ней прочитанное. Иногда я рассказываю ей о своих любимых произведениях и она читает то, что нравится мне. Иногда наши вкусы совпадают, иногда - нет. Но мы уважаем литературные предпочтения друг друга. Поэтому я и утверждаю, что приучение к чтению - огромный труд, большая совместная работа.
Прошу Вас поделиться своим мнением в комментариях. Доброго дня всем!