Найти тему
Летописец

Шишки для белочек

Оглавление

СУД ИДЕТ

Белка — наше богатство. Белка — наша валюта. Миллионы беличьих шкурок собирают ежегодно люди в наших лесах. Делают теплые шапки и шубы из тепло­го беличьего меха. Продают за границу— и получает золото, машины. Белка — один из самых важных пуш­ных зверей нашей страны. Все, что ей вредит, вредит и нам. Мы должны защи­щать белку, бороться с ее врагами.

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B0&isize=eq&iw=600&ih=700&from=tabbar&pos=1&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fcdn1.stuttgarter-zeitung.de%2Fmedia.media.cbe16793-cdb9-4308-bea9-e2291a821b64.original1024.jpg
https://yandex.ru/images/search?text=%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%B0&isize=eq&iw=600&ih=700&from=tabbar&pos=1&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fcdn1.stuttgarter-zeitung.de%2Fmedia.media.cbe16793-cdb9-4308-bea9-e2291a821b64.original1024.jpg

Клест - еловик и большой пестрый дя­тел обвиняются в том, что «отбивают хлеб» у белки, обрекают ее на голодную смерть. В лесах северной половины европей­ской части Союза и во многих других местах главная пища белки — еловые шишки. Точнее — семечки еловых ши­шек. Зимой, когда у всех животных потя­гивает животы, белку и дятла спасают от голодной смерти еловые шишки. А клеста они кормят круглый год.

Клест и дятел уничтожают еловые ши­шки— пищу белок- Ясно, что и клест и дятел — враги белки, а значит, и наши враги. В особенности клест, потому что он круглый год уничтожает еловые шишки. Так посадим клеста-еловика и большо­го пестрого дятла на скамью подсуди­мых, будем их судить и, если никто не сумеет их оправдать, без жалости при­судим к смертной казни, как вредите­лей. Уничтожим их в наших лесах.

СЛЕДОВАТЕЛЬ ВЫЕЗЖАЕТ В ЛЕС

Много шишек валяется на земле в ело­вом лесу. Никто на них не обращает вни­мания. Никто, кроме ученого, да охот­ника.

У охотника на шишку «глаз», он сразу заметит, повреждена ли шишка и кем повреждена, птицей или белкой. Еще бы, ведь белка в наших северных лесах — главная добыча охотника-промышлен­ника. Куницу, норку добудешь одну за то время, пока белок настреляешь сотню. И выйдет, что от недорогих шкурок белки дохода больше, чем от драгоценных ку­ньих.

Охотник по валяющимся на земле ши­шкам узнает, есть ли в лесу белка, мно­го ли ее. Ученый смотрит глубже. Он скажет, поглядев на шишку, чья это работа бел­ки, клеста или дятла. Приметит на ней следы зубов или клюва. Найдет поблизо­сти кузницу дятла. Дятел вщемляет ши­шку в расщеплину дерева или пня и тог­да уже ее долбит. Под кузницей дятла и валяются обработанные им шишки.

Зоолог А. Н. Формозов (хорошо извест­ный по его рисункам и книжкам,«Следопыт», «Следы зверей и птиц», «Шесть дней в лесах») взял на себя не­малый труд аккуратно подсчитать и за­писать, сколько семечек остается в ело­вой шишке, обработанной дятлом, и сколько их остается в шишке, сброшен­ной с дерева клестом.

Когда таких записей накопилось мно­го, Формозову стало ясно, клест оставляет в среднем 76 семечек в одной шишке, а дятел в 11 раз меньше, всего 6 семе­чек, то есть почти что ничего.

Выходит, что дятел целиком съедает еловые семечки, и на самом деле «отби­вает хлеб» у белки. Значит, враг ей.

https://yandex.ru/images/search?text=%D1%88%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B0&isize=eq&iw=600&ih=700&from=tabbar&pos=7&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fledoks.ru%2Fimage%2Fcache%2Fcatalog%2Fnewyear%2Ffoto%2F31pecsfc75pecsf4-401-75%25283%2529-500x500.jpg
https://yandex.ru/images/search?text=%D1%88%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B0&isize=eq&iw=600&ih=700&from=tabbar&pos=7&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fledoks.ru%2Fimage%2Fcache%2Fcatalog%2Fnewyear%2Ffoto%2F31pecsfc75pecsf4-401-75%25283%2529-500x500.jpg

ШИШКА ОПРАВДЫВАЕТ КЛЕСТА

Выходит, что клест как бы делится с белкой частью своих шишек. Но это еще не все Формозов изучил, хорошо ли кормит белку урожай еловых шишек.

Шишки ели созревают к осени, при­мерно в середине августа. Всю зиму они висят на деревьях, полные семян. Че­шуйки их в это время плотно сжаты, если такую шишку сбросить на землю, с ней не справиться какой-нибудь мел­кой зверушке — мыши или полевке.

Весной, с наступлением теплого време­ни, висящие на деревьях шишки высыхают и раскрываются. Чешуйки отто­пыриваются, из-под них вылетают кры­латые семена. Ветер уносит их далеко от родного дерева. Шишки падают. Ос­тавшиеся в них семена быстро поедают мелкие лесные грызуны.

Значит, белка может питаться еловы­ми шишками с середины, примерно, ав­густа (когда вызреют семена) до весны (когда шишки раскроются и семена вы­летят). Дальше, до нового урожая — си­ди без шишек. Белка и сидела бы, если б не клест. Клесты — стая за стаей — зимой пора­ботали в том же лесу, что и белка.

Кто не знает клеста-еловика?

Вот затикали, запикали где-то в выши­не звонкие голоса, налетела стайка ело­виков и рассыпалась, облепила несколь­ко рядом стоящих деревьев. Замолчали. Теперь берегись, сейчас на голову тебе начнут валиться увесистые еловые шишки.

Кап! кап! кап! — каждые пять-десять секунд ударяются о сырую землю тени­стого ельника тяжелые лесные плоды. Проходит несколько минут, а иногда полчаса и больше. Вдруг — шк! — крик­нул один клест,— шк! шк! — отозвались его товарищи — и все птицы неожидан­но вспархивают, собираются в стайку где-то над вершинами деревьев, летят, и крик их замирает вдали.

А под темными елями на покрытой прелой хвоей земле остаются лежать и гнить десятки шишек, наполненных се­менами. Не раскрытые крестообразным клювом клеста чешуйки крепко зажимают семечки. Чешуйки не раскроются, крылатые семена не вылетят, потому что здесь на земле сыро, даже летом, шишка не вы­сохнет, и не одолеют ее мелкие зубки мышей и полевок.

Когда летом белке станет нечего есть на деревьях, она спустится на землю. Во­ровато оглядываясь, схватит одну из ле­жащих шишек в зубы. Побежит к ели, ловко вскарабкается наверх, усядется в тени еловой лапы и тут — в безопасно­сти— съест оставшиеся в шишке семена.

Так клесты, сбрасывая на сырую зем­лю ельника наполовину полные семена­ми шишки, дают возможность белке про­кормиться этими семенами до следую­щего урожая шишек. А клест... клест, может быть, и не враг.

В самом деле, ведь белка отлично мо­жет спуститься с дерева, подобрать ски­нутые клестами шишки и доесть остав­шийся семечки.