Найти тему
Страшно жить!

ИТАЛЬЯНСКИЙ "ЧЕРНОБЫЛЬ"

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Диоксин, один из самых страшных ядов, известных человечеству, используется для производства мыла и дезодорантов. Достаточно ста миллиграммов разведенного в воде диоксина, чтобы убить примерно девять миллионов человек. А в воздух было выпущено примерно в десять раз больше смертоносного яда.

До трагедии в итальянском Севесо насчитывалось девятнадцать тысяч жителей. Туристов привлекала сюда на редкость живописная природа: река По, окруженная лесами, масса холмов и многочисленные зеленые поля.

Большинство жителей работало на химическом заводе, единственном крупном предприятии неподалеку от города.

10 июня 1976 года был субботний день, и на заводе находились только десять рабочих, проводивших ремонт оборудования. На территории предприятия располагалась часть производства всемирно известной фармацевтической кампании "Хоффман-Ля-Рош". По случаю субботы химический реактор не работал.

Внезапно рабочие услышали громкий звук, напоминающий выстрел или хлопок. За ним последовал нарастающий оглушительный свист. Рабочие, выбежавшие наружу, увидели, что через предохранительные клапаны установки под чудовищным давлением вырывается диоксин – смертельно опасный газ.

Немедленно открыли аварийные краны, заливающие воду в реактор, но было уже поздно. Над территорией завода образовалось зловещее облако и неторопливо поплыло к городу. Яд стал оседать на дома, деревья, людей.

У тысяч людей началась сильнейшая головная боль и рвота, у многих пропало или значительно ослабло зрение. Через несколько дней тела горожан покрыли сыпи и гноящиеся нарывы.

Фруктовые сады, кукурузные поля, огромные овощные плантации погибли очень быстро: они просто сгорели. На пастбищах умирал скот, погибали домашние животные и птицы.

Это был итальянский Чернобыль.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Однако, люди еще не верили в катастрофу, ведь почти никто не слышал взрыва, никто не видел бушующего огня. Все уцелевшие терялись в догадках.

Хозяева компании упорно молчали до тех пор, пока представители мэрии Севесо и граничившего с ним городка Меда не потребовали разъяснений. Но данная информация была намеренно искажена. О диоксине не упоминалось вообще; а потому врачи лечили пациентов от отравления трихлорфенолом.

Количество смертельных исходов быстро увеличивалось, ведь диоксин в миллион раз токсичнее трихлорфенола, то есть людей практически не лечили. Паника охватила город – мертвые птицы сыпались теперь на землю сотнями.

Владельцы предприятия пытались во что бы то ни стало скрыть истинные причины катастрофы и размеры бедствия.

Тогда журналистское расследование начал репортер из Милана Бруно Амбрози, химик по образованию. Он достаточно быстро сумел доказать, что на заводе произошла авария с большим выбросом диоксина. А причиной стал грубейший просчет проектировщиков самой технологической установки – отсутствие запасных емкостей, способных принять ядовитый газ в аварийном случае.

Проблема безопасности на предприятии не решалась вообще. По сути, хозяева компании совершили хладнокровное и циничное преступление, фактически уничтожившее город.

Через неделю итальянское правительство объявило чрезвычайное положение. В Севесо был создан аварийный центр. Ученые пытались определить границы загрязненных территорий. Зону окружили полицейские кордоны и заслоны карабинеров.

24 июня из пораженной зоны началась полная эвакуация. На следующий день специальные подразделения уничтожили оставшихся животных – всего около 70 тысяч голов; а их трупы сожгли.

В последующие два года были вывезены и захоронены в специальных могильниках тысячи тонн отравленной почвы, уничтожены все растения.

Расследование длилось три года, после чего итальянский парламент обвинил компанию в преступном нарушении технологических процессов, в попытке скрыть разразившуюся катастрофу, что привело к массовой гибели людей.

Однако, вопреки ожиданиям, за свое чудовищное преступление компания отделалась всего лишь… штрафом, выплатив 10 миллионов долларов пострадавшим в качестве компенсации.

А Севесо надолго остался городом-призраком. Последующие годы ученые и медики отчаянно боролись за жизнь пострадавших людей. И еще на протяжении двух десятилетий в окрестностях Севесо рождались дети с чудовищными отклонениями.

А преступление так и осталось без наказания.

Спасибо за просмотр! Не забывайте ставить лайки, если статья "зашла".

За подписку на канал - отдельное спасибо! Удачи!