Найти тему
His Tory

История пригородных трамвайных линий Киева. И. Святошинский трамвай. Часть 6.

Весной и летом 1918 года практиковались дополнительные рейсы вечером и ночью. начиная с мая, по субботам и воскресеньям движение удлиняли на 2:00 по сравнению с обычным графиком, причем на дополнительных рейсах взимался повышенный тариф.

В воскресенье, 2 июня, «как исключение »движение было продлено до 1:00 30 минут ночи, по просьбе Киевского кружка студентов-воинов, который устроил в тот день концерт в Святошино.

https://cdn.pixabay.com/photo/2018/05/08/12/20/tram-3382922_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2018/05/08/12/20/tram-3382922_960_720.jpg

Проезд в дополнительных поездах оплачивался по двойному тарифу.

Оказалось, однако, что подобные разовые перевозки публики с гуляний в Святошино приносили убытки предприятию; поэтому в следующих таких просьбах - Союзе Взаимопомощи учащейся молодежи Киева в середине июня и каком Н. Я. Поспелову в конце июня - было отказано.

Вместе с тем, дополнительные поезда по субботам, воскресеньям и в дни религиозных праздников продолжали курсировать. В эти дни последний трамвай с Святошино на Киев отходил в 23:30, из Киева в Святошино - в 0:20. На окнах вагонов вывешивали плакаты «Дополнительный», и на них действовал двойной тариф.

Несколько необычное недоразумение, связанное с оплатой проезда, возникло в начале ноября 1918 года. Управляющий дорогой Яков Гаккель обратился в Киевскую уездной земской управы с заявлением, в котором указал, что «в последние дни Чрезвычайно усилилась оплата проезда на Св.э.ж.д. Австрийскими кронами.

Так по 5-ое Ноября с / х. из выручки в руб. 4700. - на 4000 руб. были кроны». Очевидно, сказалась присутствие в Киеве значительного числа австрийских военнослужащих (и, возможно, какой-то количества жителей Галичины). курс австрийской кроны в то время падал.

По предложению управляющего Стефан Машкевичючого, земская управа сделала распоряжение о приостановлении приема австрийских крон на трамвае .

После относительной стабильности и спокойствия лета 1918 года, осенью и зимой состояние дел в Киеве в очередной раз усложнился. С одной стороны, заметно уменьшился пассажиропоток в вечерние часа, с другой - усилились проблемы с обеспечением трамвайной электростанции топливом (в то время из-за дефицита угля электростанция работала на дровах).

Как результат, Декабрь 1918 вечернее движение было сокращенно - последние поезда стали отходить в 20:30 по Святошино в Киев и в 21:00 из Киева в Святошино. В яростно м 1919 график было ограничено еще сильнее - теперь последний трамвай из Киева отходил в 19:30.

На рубеже 1918-1919 годов поездка из Киева в Святошино обходилась уже 1 руб. 20 коп., а в январе 1919 года тариф был повышен до 3 рублей. Очень скоро и этого оказалось недостаточно.

С 1 февраля были введены новые ставки оплаты труда, превышающих январские примерно наполовину. При этом кубическая сажень (9,7 куб. М) дров - трамвайной электростанции потребовалось около двух кубических саженей на день [62] - стоила около 30 руб. к войне, 700 руб. в августе 1918 года и 2700 руб. в мае 1919 года.

Покрыть растущие расходы не было чем. По опыту прошлых лет, Святошинский трамвай имел начинать работать с прибылью с апреля, перекрывая таким образом зимние убытки. Теперь же как в апреле, так и в мае предприятие продолжало работать с дефицитом.

В мае Киевская уездная земская управа обратилась в Наркомат внутренних дел (Киев был тогда под властью большевиков) с просьбой о выдачу трамвая субсидии в размере 500 000 рублей, указав, в частности, что «предприятие обслуживает не только Святошино, но и ближайшие к нему селения, а также и поселки рабочих и служащих, возникшие на пространстве между Киевом и Святошино; дорога является насущное необходимостью для передвижения рабочих и служащих к месту их работы в г. Киеве.

Приостановление движения по этой дороге поставило бы в Безвыходное положение массы беднейшего люда Святошинской дорогой несомненно будут пользоваться этим летом самые беднейшие рабочие, которые для поправлении здоровья будут помещаться на дачах, покинутых буржуазией ».

Результат обращения нам неизвестен; известно, что в последующие месяцы тариф был повышен еще дважды: на 50%, то есть до 4 руб. 50 к., в июне, и до 7 руб. в августе.

При этом, как и в предыдущем лета, было введены дополнительные рейсы после основного графика в воскресные и праздничные дни; стоимость проезда в этих вагонах до и после августовского повышения составляла, соответственно, 7 и 10 рублей. 10 сентября 1919 тариф был повышен еще раз.

Абонементные книжки на 10 билетов после этого повышения продавались с расчета по 8 рублей за билет (льготные - по 4 рубля за билет); следует предположить, что полный тариф составлял 10-12 рублей.

https://cdn.pixabay.com/photo/2018/05/23/11/12/tram-3423778_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2018/05/23/11/12/tram-3423778_960_720.jpg

Примечательно, что даже в «смутное» время, к которым, безусловно, относится 1919, снова планировалось продолжение линии. В октябре 1919 года состоялись переговоры с Управлением узко путей - них железных дорог о продлении Святошинского трамвая как в Галицкий рынка, так и в другую сторону, к Катериновки.