При этом было констатировано, что вводить бесплатный проезд для солдат недопустимо, поскольку это нанесет большой ущерб предприятию; солдаты должны были платить за проезд по 50% -ным тарифом, который был для них установлен еще в довоенное время.
Половинный тариф к войне составлял 3 копейки за участок, а после повышение тарифов в сентябре 1917 года (о котором речь) - в среднем около 8 копеек за участок.
Однако, как констатировала земская управа, «в действительности такса эта НЕ соблюдалась и служащими трамвая, по соглашению с солдатами самовольно был введен следующий порядок »(этот эвфемизм, вероятно, означал« солдаты были согласны оставить служащих в покое по условии, что, на передних площадках вагонов солдаты ездили бесплатно, внутри вагона и на задних площадках - платили по прежнему тарифу, 3 копейки за участок .
В октябре того же года фактическое состояние дел было зафиксировано официально: по предложению киевского коменданта,
«Для упорядочение движения и разгрузки трамваев от переполнения солдатами», Особое правления позволило временно на один месяц,
«Как опыт», бесплатный проезд солдат на передней площадке прицепного
вагона в количестве до 15 человек . Не приходится сомневаться, что и это правило подверглось «расширенном» толкованию самими солдатами.
В январе 1918 года было под - утверждено право солдат на бесплатный проезд на передней площадке - уже без указаний на их количество - а внутри вагона и на задней площадке для них продолжал действовать половинный тариф (такое же правило имело место на городском трамваи). Бесплатный проезд солдат было отменено 15 марта 1918, уже во время немецкой оккупации Украины - с этого момента таким правом пользовались только военнослужащие, имевшие постоянные
удостоверения на бесплатный проезд, посильные со специальной повязкой с печатью, а также три немецких или австрийских военнослужащих на переднем площадке.
фото из архива
В результате инфляции и увеличение эксплуатационных расходов, с 1917 года началось повышение тарифов Святошинского трамвая. первый раз стоимость проезда выросла еще в декабре 1914 года, хотя это, строго говоря, не было повышением тарифа: с билетов стоимостью 5 коп. и выше начали взимать «трамвайную копейку» - сбор в 1 коп. на военные нужды .
В сентябре 1917 года тариф было удвоено, до 40 коп. за проезд по всей линии в один конец; все билеты были переоценены по двойному номиналу.
Поскольку имеющиеся тарифы трамвайных предприятий было установлено концессионным договорам, их повышение было особенно санкционировано Временным правительством. Предприятиям разрешалось повысить тарифы не более чем на 100%, до конце 1918 года. На практике удвоенный тариф продержался не более месяца.
В начале октября 1917 года, после забастовки трамвайных служащих, было укладенo коллективный договор между трамвайными обществами Киева и союзом трамвайных рабочих и служащих, предусматривающий повышение заработной платы последних в среднем примерно наполовину. Деньги на оплату труда по новым ставками можно было получить только за счет нового повышения тарифов.
С 15 октября плата за проезд от Киева до Святошино выросла до 60 копеек. Впрочем, даже пис ля этого повышения проезд от Триумфальных ворот до Полевой улицы в Святошинском трамваи стоил дешевле, чем на городских м (15 коп. и 20 коп., соответственно). Это неблагоприятно сказывалось на работе первого, поскольку он переполнялся городскими пассажирами (а для пассажиров, направлявшихся в поселок и обеспечивали Святошинском трамвая основную прибыль, иногда не оставалось места).
В конечном итоге участок от Киева до завода Гретера отменили, приравняв стоимость такой поездки к тарифу на основной участке Киев - Лагерь-Разъезд (25 копеек).
Кроме повышения регулярного тарифа, администрация покрывала растущие расходы путем введение различных дополнительных сборов. В марте 1918 управляющий трамваем инженер Гарин предложил ввести повышенный вечернее тариф (80 коп.
За проезд от Киева до Святошино). Вместо этого с мая того же года было введено дополнительную плату 10 коп. с каждого билета по воскресным дням.
Однако трамвай продолжал работать с убытками (хотя по плану летние месяцы должны были приносить значительную прибыль, что компенсировал бы планово-убыточную работу предприятия зимой).
С 23 июня 1918 10-копеечный дополнительный сбор сделали ежедневным (таким или иначе, тариф фактически был повышен до 70 коп. за проезд по всей линии), а воскресный 10-копеечный сбор распространили также на все двунадесятые праздники, развесив в вагонах печатные объявления об этом.
С 1 августа основной тариф был повышен еще раз: проезд по всей линии стал стоить 1 рубль, по отдельным участкам: Киев - Депо или Лагерь-Разъезд - Святошино - 70 коп., Киев - Лагерь-Разъезд - 50 коп., Лагерь-Разъезд - депо или депо - Святошино - 40 копеек [55]