Найти тему
СКВОЗЬ ШУМЫ

Как Black Sabbath проникал в советскую действительность

Оглавление

Импортные пластинки, их копии на магнитной ленте и, на худой конец, зарубежные музыкальные журналы были единственными носителями информации, связанной с какой-либо хард-рок-группой. Но творчество Озборна и кампании довольно интересным образом всучивалась в нашу полузакрытую атмосферу, и о некоторых моментах вы даже не догадывайтесь.

Через официальную прессу

Одно из первых упоминаний о Black Sabbath в советской прессе относят к 1974 году, когда в 12-ом номере журнала «Новое время» был дан ответ на вопрос читателя: «Какое место занимает группа Black Sabbath на британском музыкальной сцене?». Журналист Г.Либергал абсолютно простой и исчерпывающий ответ: «Такое же, как Grand Funk на американской». И так всегда: в СССР о группе писали очень скупо, а иногда и нелицеприятно.

Через ультракороткие радиоволны

Услышать же Black Sabbath на советских радиоволнах до Перестройки было и вовсе нереально, и наши меломаны без устали крутили ручки радиоприемника, чтобы поймать заветные звуки, передававшиеся разными «голосами». Конечно же, всё было низкого качества, и разобрать слова было довольно проблематично. В один из дней 1979 года легендарный диджей Сева Новгородцев выпустил передачу о группе со следующими начальными словами:

Black Sabbath - это «чёрная суббота». Что такое современная черная суббота, всем известно: выходной, когда надо работать бесплатно. Впервые это случилось в апреле 1919 года, когда 15 добровольцев из депо Москва-Сортировочная за 10 часов починили три паровоза. «Великий Почин!» - воскликнул по этому поводу человек с хитроватым прищуром, сам большой любитель паровозного катания.

Через Центральное телевидение

По Интернету гуляет небезызвестный ролик с заголовком «Советская пропаганда о Black Sabbath», где в рамках фрагмента программы «Время» за 1972 год диктор с поставленным голосом клеймит позором группу в классическом пропагандистском духе. Но мало кого смутило в начале ролика название «Прошедшее Время» и тот факт, что упоминается знаменитый откус летучей мыши Озборном, которое, на самом деле, произошло через 10 лет, причём на своём сольном концерте (без BS). Собственно, данный сюжет — прикол от канала «Ностальгия», логотип которого в той видеозаписи мы можем лицезреть.

Однако на Центральном телевидении творчество группы Black Sabbath имело место быть, причём до Перестройки. Впервые Black Sabbath прозвучали на нашем телевидении в 1981 году в программе «Футбольное обозрение», где прозвучало инструментальное вступление композиции «Sabbra Cadabra». Вообще, некоторые спортивные телепередачи озвучивались музыкой группы из-за своего драйва и напора. Начальство нисколько не смущало, что именно звучит за кадром: главное — попадание композиции в картинку.

Но однажды произошёл случай, когда сюжет с музыкой BS сняли с эфира, но не из-за идеологически чуждой музыки. 19 февраля 1984 года на Большой спортивной арене в Лужниках проходил Чемпионат мира по мотогонкам на льду, и Центральное телевидение снимало материал для вечернего эфира. Была заранее смонтирована видеошапка: советский флаг, мчавшиеся мотоциклы, ледяное крошево из под колес, - и всё это под инструментал «Breakout» из альбома «Never Say Die» (во время записи этого альбома Оззи покинул группу в первый раз). Но потом произошла трагедия: на одном из заездов на повороте упал советский мотогонщик, а мчавшийся вслед за ним байк на полной скорости переехал 28 миллиметровыми шипами горло упавшему. Руководством было принято решение вообще не упоминать о чемпионате, ибо «Советский спорт - самый безопасный в мире».

Классическая схема: записи и концерты

Среди советских меломанов группа была не менее почитаема, чем Deep Purple и Led Zeppelin, и их записи ходили по рукам как на магнитофонной ленте, так и на немногочисленных импортных пластинках.

1989 год был богат на музыкальные события в Советском Союзе: выпуск на фирме «Мелодия» двойного сборника Greenpeace Breakthrough, пять концертов Pink Floyd в «Олимпийском», фестиваль «Moscow Music Peace Festival» в Лужниках. На последнем как раз выступил Оззи Осборн, но и Black Sabbath с вокалистом Тони Мартином не остались в стороне. Они дали 13 концертов в Москве, в том же «Олимпийском», и 12 концертов в Ленинграде. На каждом концерте был аншлаг, а на одном из московских мероприятий была даже сделана профессиональная видеосъёмка.

Чуть позже в журнале «Кругозор» на последней странице вышла статья о группе, с монологами её участников и их фотографиями с прошедших концертов. Также в рамках «Кругозора» была выпущена гибкая пластинка с их записями: на одну сторону пластинки умудрились впихнуть фрагменты композиций Headless Cross, Devil & Daughter и Black Moon.

В это же время фирма «Мелодия» выпустила сборник с ранними композициями Black Sabbath тиражом в 200 тысяч экземпляров, а через год подготовила дополнительный тираж в 120 тысяч копий. Мало кто помнит, что одновременно с пластинкой продавался плакат, копирующий обложку диска с фотографиями членов группы из буклета оригинального английского издания Vol 4.

Впоследствии, на отечественном виниле вышли все работы группы, вплоть до Born Again (1983), а выпуском занимался Центр Стаса Намина. Был также выпущен концертный Live at Last, но в сокращённом виде. По каким-то причинам не был выпущен первый альбом, а о существование российского издания Cross Purposes (1994) вообще знают очень немногие.

Но так получилось, что мы заняли первое место в мире после основных стран-производителей виниловых пластинок по выпуску легальных, полулегальных и пиратских альбомов Black Sabbath, и в том числе от этого наша любовь к ним не меньшая, чем в музыкальных державах.

Часть коллекции меломана с пластинками BS отечественного производства. Взято из открытых источников
Часть коллекции меломана с пластинками BS отечественного производства. Взято из открытых источников

ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ