Земской управе вменялось в обязанность содержать предприятие исключительно на средства, полученные от эксплуатации трамвая (то есть, трамвай должен был оставаться безубыточным).
В реальности и пассажиропоток, и валовой доход предприятия в 1915 году резко выросли по сравнению с 1914 годом (с 1163000 до 2084000 пассажиров и с 143 тыс. руб. до 217 тыс. руб., соответственно).
Наконец, в середине 1916 года, согласно правилам, установленным Советом Министров было образовано так называемое Особое правления по делам Акционерного Общества Электрики, бывшего «В. Ламаер и Ко», Которое взяло на себя функции администрации Святошинского трамвая.
В состав правления вошли по одному представителю от Министерства торговли и промышленности, Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел и председатель Киевской уездной земской управы В. Я. Демченко.
В 1915 году получила новый импульс идея продолжения линии в Галицкий рынка.
Поскольку в то время было принято решение о выкупе городом трамвайного предприятия в Общества КМЗ, городская дума випишила, что контракт 1889 года, ранее служил препятствием, потерял силу - и в мае 1915 года ходатайство земской управы о продлении было думой принято.
Это решение было опротестовано Обществом КМЗ, но опять подтверждено городской юридической комиссией.
В начале следующего года дирекция Политехнического института снова ходатайствовала «в продление линии Святошинского трамвая хотя бы до Еврейского базара ввиду того, что эта новая ветка в значимой мере разгрузит Политехническую линию трамвая ».
Дело, однако, затормозилась из-за отсутствие необходимых материалов - рельсов и проводов.
Трамвай продолжал играть важнейшую роль в сочетании Святошино и местностей вдоль Брест-Литовского шоссе с городом.
В августа 1916 года Общество содействия благоустройству дачного поселка Святошин обратилось к администрации трамвая с просьбой ассигновать 5000 рублей на нужды благоустройства поселка.
Как мотивация подавался тот факт, что хорошее состояние поселка выгодный и для самого трамвайного предприятия, поэтому их выгода взаимосвязанная «Чем больше дачная местность Святошино будет населена, тем больший для Стефан Машкевич
История пригородных трамвайных линий Киева
С трамвая получится доход. В свою очередь количество лиц приезжаемых на жительство в дачный поселок Святошино, находится в зависимости от благоустройства поселка.
Трамвай сам по себе является мерой благоустройства, но по изложенным соображениям в видах того же трамвая надлежит воспринимать и другие общие меры благоустройства как то: исправление улиц, освещение, парк, театр, купание и т.п. »
Просьба была удовлетворена, хотя сумма урезана до 2000 рублей.
Одновременно с тем, в этот период обстановка в городе стала заметно ухудшаться, непосредственно коснулось трамвайного предприятия. Вагоны ходили переполненными, а особые неприятности происходили от «нижних чинов», то есть солдат, не желавших подчиняться каким бы то ни было правилам.
В ноябре 1916 особое правление обратилось в штаб Киевского военного округа с жалобой на то, что «вагоны переполняются нижними чинами в такой степени, что Не только забитый ими все площадки, но постоянно нижние чины цепляются сзади вагона и стоят на ступеньках » и просьбой установить военно-полицейские часовые посты на наиболее оживленных остановках трамвая.
После Февральской революции представление простых классов о «свободе», естественно, расширились.
30 апреля (13 мая) 1917 года у Политехнического института состоялся
митинг солдат. По свидетельству очевидца, «огромный пустырь против Политехнического Института заполнил Многотысячная толпа дезертиров.
На груди у многих были желто-голубые украинские ленточки.
После выступления многочисленных ораторов была вынесено резолюция в немедленно сформировании украинской части в Киеве и немедленно «зачисления на все виды довольствия».
Довольны своим «достижением», дезертиры принялись штурмовой Святошинские трамваи, на которых они, конечно, ездили бесплатно ».
Подобные свидетельства содержатся и в официальных документах. В начале июля 1917 Особое правления вновь констатировал: «Солдатами часто нарушается порядок в вагонах трамвая, а именно: не смотрите на все принимаемые меры, солдаты ездят, помещаясь на дугах, ступеньках и даже сцеплениях между вагонами.
В последнее время также Чрезвычайно участились случаи избиение солдатами трамвайных служащих, старающихся установить порядок.
Кондуктора, а в особенности Кондукторша, совершенно терроризированы нападения солдат и отказываются от работы ».
Позже в том же месяце Особое совещание Киевского военного округа приняла просить командующего не только установить караулы в трех самых оживленных местах, но и ввести военное патрулирование непосредственно в трамваях.
Предыдущая....
Следующая....