Мне кажется, что каждый из нас в детстве представлял себя учителем. Это же так классно - поменяться местами и стать тем, кто всё решает. Авторитетом, наставником,главным. Я тоже в детстве "играла" в учителя. Однажды даже взяла дневник старшего брата и влепила ему троек и двоек (я его очень любила) по всем предметам на неделю вперед, что немного позже почему-то совсем не порадовало ни брата, ни родителей. Потом я решила, что, когда вырасту, буду переводчиком. Выросла, стала, но и опыта преподавания набрала довольно много, к тому же я успела получить второе образование - учительское.
С третьего курса я занималась репетиторством, потом несколько лет работала в университете - преподавала английский, итальянский и практику перевода на факультете иностранных языков, а также юристам и экономистам. Преподавательская деятельность мне очень нравилась. Мне попадались невероятно талантливые, мотивированные, амбициозные студенты с горящими глазами. Они хотели учиться и практиковать язык.
Через какое-то время я переехала. Далеко. И за неимением альтернатив решила попробовать поработать в обычной общеобразовательной школе. Опыт стал...интересным. За полгода работы я уяснила для себя, что если ты хочешь быть школьным учителем, то у тебя есть два варианта:
1) Быть очень жестким человеком. Так, чтобы тебя боялись. Держать дистанцию, пресекать любые попытки "хулиганства", не мямлить, не давать никаких вторых шансов. Шаг влево, шаг вправо - расстрел, и вот это вот всё. Тебя не будут любить, но зато в классе будет порядок и тишина.
2) Быть максимально расслабленным и особо не вовлекаться. Пришел, объяснил материал, ушел. Конец. Простое проговаривание материала (пусть при этом тебя слушают два человека из двадцати) и до свидания, увидимся на контрольной.
Необходимо отметить, что это касается предметов, которые до сих пор считаются не особо нужными. На первом месте среди них - это как раз английский. Страшное слово ЕГЭ по-прежнему пугает, поэтому на математике/русском дела получше. На английский ученики действительно забивают. Мне на полном серьезе заявляли, что английский - это лишний предмет в программе, потому что за границу уезжать никто не планирует. Да и математика в принципе в жизни не пригодится, но ее придется сдавать в обязательном порядке, поэтому нужно терпеть.
Мой склад характера не вписывается ни в одну из категорий. Я очень неконфликтный человек, я не люблю кого-то заставлять что-то делать из-под палки и жестоко карать за невыполнение заданий. Я горю предметом, стараюсь все объяснять на пальцах. Невероятно больно, когда ты объяснил материал, исписал доску, показал кучу примеров - вручную сделанных презентаций, специально подобранных видео... А потом окидываешь взглядом класс и видишь, что каждый занят чем-то своим: кто-то рисует, кто-то смотрит в телефон, кто-то в окно, кто-то лежит на парте, и только пара отличников, подавляя зевки, старательно делает вид, что слушает тебя.
Отдача, она есть. В каждом классе есть пара человек, которым интересно, но в рамках школьной программы на них вешается столько забот, что они не могут посвятить себя полностью твоему предмету. И дети в целом хорошие. Они веселые, доброжелательные. На перемене я могла обсудить с ними сериал "Скам" и кто из рэперов мне нравится больше... Но им не интересен сам предмет. В отличие от моих студентов в университете, которые сознательно выбрали учить английский, у школьников нет выбора. Они мечтают, чтобы поскорее прозвенел звонок. Однажды я спросила у моего седьмого класса: "Вам вообще что-нибудь в школе интересно?", они ответили: "Нет... Ну, может, физкультура немного и ИЗО. Мы сюда ходим, потому что родители заставляют".
Мне очень обидно слышать фразы про то, что если класс скучает, то ты плохой учитель. Увлечь не можешь, заинтересовать. Это не так. Ты хоть фламенко станцуй у доски - дети посмотрят три минуты и тут же займутся своими делами. Да, мы с одним старшим классом обсуждали Кендрика Ламара и его песни, с другим смотрели отрывки из "Зверополиса" на английском, но все это - три минуты от урока. А потом им нужно думать о биологии, физике, столовой, бесконечных кружках и секциях.
Я люблю свой предмет, поэтому я больше не смогу работать в общеобразовательной школе. Тем не менее я благодарна за тот опыт, что получила. Школа - это отдельный мир со своими правилами и законами. Просто я не смогла стать его частью.