Джо Сатриани – очень значительное имя в среде любителей гитарной рок-музыки. Гитарист-виртуоз, исполняющий музыку, полную кипучих, избыточных эскапад, преподаватель, обучавший большое количество серьёзных рок-звёзд. Человек, поднявший планку гитарного мастерства до недосягаемой высоты, которая с восьмидесятых годов и по наше время является основополагающей для очень многих рок-музыкантов.
Многие не верили, что концерт Джо Сатриани в казачьей столице (станице) Краснодаре соберёт большую аудиторию. Считается, что на концерт инструментальной, гитарной рок-музыки, в которой совершенно нет вокала, народ не загонишь. Однако не тут-то было. Людей в «Арена Холл» набилось с избытком, и это учитывая, что минимальная стоимость билетов была 2 500 рублей. Были выкуплены даже весьма недешёвые VIP-места. Одним словом, за организаторов концерта стоило порадоваться.
Публика была, конечно же, в основном родом из девяностых и начала нулевых. То есть именно того периода, когда под инструментальную музыку Сатриани выросло не одно поколение нынешних гитаристов. Смущало одно – жара: такое ощущение, что сплиты в «Арена Холл» остановились или перешли в режим сауны. Аудитория изнывала от высокой температуры, но продолжала терпеливо ждать своего кумира
Джо Сатриани вышел под рёв публики и сразу же завёл упругую Jump In из своего недавнего 14-го по счёту альбома Unstoppable Mommentum. С первых нот в зал рванула бешеная и залихватская энергетика и не исчезала до самого завершения концерта. Толпа ощетинилась гаджетами и стала остервенело снимать то, что происходило на сцене.
Первое, что бросалось в глаза, — это качество группы, аккомпанировавшей Сатриани. В первую очередь, великолепный барабанщик Марко Минеманн, знаменитый ударник, который является и блестящим сессионником и участником различных коллективов, в том числе death-metal группы Necrophagist. Он играл на причудливо скомпанованной ударной установке и вёл очень мощную, правильную ритмическую линию, идеально соответствующую непростой музыке Сатриани.
Под стать ему был другой участник ритм-секции Брайан Беллер, единственный, кстати, из всего коллектива имевший ортодоксальный вид металлического музыканта – борода, хаер и так далее.
И наконец, четвёртый участник состава был совсем уж экзотичен – немолодой, седовласый, плотный мужчина по имени Майк Кенелли, игравший практически на уровне Сатриани. Между прочим, Кеннели играл в составах Фрэнка Заппы, Стива Вая и Майлза Девиса. А это прекрасный послужной список.
Ну а сам Джо, которого фанаты любовно называют Сатч, прекрасно выглядел, был подтянут, мегапрофессионален и сценически очень пластичен. Вобщем, как всегда, был крут. И здесь нужно отметить одну весьма важную деталь. В смысле оценки творчества Джо Сатриани слушатели делятся на два типа: одни превозносят маэстро, другие считают, что музыка Сатча слишком уж механистична и никакого смысла не несёт — лишь запилы.
Не хочется ни с кем вступать в дебаты, но лично мое мнение заключается в том, что музыка Сатриани, несмотря на свою кажущуюся избыточность и демонстративное упоение виртуозностью, очень тонка, разнообразна и интересна. Сатриани всегда играл и играет некий фьюжн из самых разнообразных стилей: классический рок, металл, академическая музыка, барокко, джаз, фолк. Хотя, понятное дело, основа всего – импровизационный тяжёлый рок.
И самое главное: он упивается своей игрой на гитаре, он стремительно рассыпает ноты в пространство и совершенно не даёт ошеломлённой аудитории опомниться. И это его ключевая черта: музыкальное шоу, искромётное циркачество, возведённое в принцип, стремление во что бы то ни стало поразить аудиторию. Что ему удаётся на все сто, и за это публика любит Джо Сатриани и ему подобных гитаристов. При этом вся эта нечеловеческая музыка исполняется очень легко, с драйвом и заставляет временами кожу вспучиваться пупырышками. Проверено на себе.
Сэт-лист концерта был отменным, хотя некоторые композиции, которые давно полюбила аудитория, почему-то не были вставлены в программу.
Тем не менее, все старые и новые вещи, прозвучавшие на концерте, отменно сочетались и гармонично следовали одна за другой. Такие вещи, как Shine on American dreamer, Ice 9, Satch Boogie, Surfing with the alien, приводили публику в состояние аффекта, а прозвучавшие во время биса Crowd Chant и моя любимая Summer Song были достойным завершением этого роскошного праздника виртуозного гитарного мастерства.