Многие мамы начинают разговаривать с ребенком еще до его рождения – и не зря! Многочисленные эксперименты показали, что различать и воспринимать звуки ребенок начинает еще в материнской утробе.
Формирование внутреннего уха начинается на 4-5 неделе внутриутробного развития. К третьему месяцу начинают отвердевать слуховые косточки (окончательное их формирование завершается незадолго до рождения ребенка). А лабиринт внутреннего уха отвердевает только к 18 неделе.
Однако младенец начинает воспринимать звуки гораздо раньше – на 15 неделе, когда основное формирование внутреннего уха закончено, и начинает создаваться среднее ухо. Правда, слух ребенка на этом этапе несовершенен, а кора головного мозга недостаточно развита для восприятия информации. Поэтому слух младенца на 15 неделе подобен слуху рептилии: он реагирует не на сам звук, а на вибрации звуковых волн. Вибрации от материнского сердца или упавшего поблизости от мамы предмета воспринимаются совершенно по-разному.
Различать звуки ребенок начинает к 26 неделе беременности. В это время мозг уже достаточно сформирован, чтобы не только воспринимать, но и обрабатывать информацию. Считается, что ребенок быстро учится различать мамин голос. Это объясняет тот факт, что младенцы живо реагируют на него после рождения: ребенок запоминает родной голос еще в утробе.
Способен младенец запоминать и иные звуки. Это подтвердил эксперимент американских ученых. Они просили беременных женщин ежедневно читать детям одно и то же стихотворение. После рождения ребенок без труда узнавал его из других произведений.
Аналогичный эксперимент провели японские ученые. Они просили женщин повторять малышам одно и то же сочетание звуков – «та-та-та» – в течение третьего семестра. После рождения младенцы реагировали на эти звуки лучше всего.
Осмотр ультразвуковым сканером также показал, что реакция младенцев на звуки во время внутриутробного развития сильно отличается. Малыши начинали «двигаться» при быстрой музыке и замирали при прослушивании грустных композиций.
Нужно ли включать ребенку в животе музыку? Да. Примерно с 30 недели начинают работать височные и лобные доли головного мозга, отвечающие за распознавание речи, логику, мышление. Музыка помогает стимулировать эти центры, поэтому активно используется в дородовом воспитании.
Лучше всего включать музыку в наушниках и прикладывать их к животу. Специалисты рекомендуют включать малышу классическую музыку, полезную для развития мозга. Вот несколько композиций, которые понравятся вашему ребенку: