Можно ли приручить атомную энергию? Ответ на этот вопрос мы отправились искать на Ленинградской Атомной Электростанции в Сосновом бору. Мы - это команда блогеров, самые любознательные из которых не поленились приехать ночным поездом из Москвы.
Мы провели почти целый день на ЛАЭС: из первых уст, узнали многое интересного о устройстве и жизни станции, побывали в ее «сердце»- зале реактора, заглянули в прошлое и будущее станции. Узнали ли мы ответ на вопрос? Об этом читайте дальше!
Сначала мы отправились на ЛАЭС-1, которую уже можно назвать старой. Нам очень повезло, потому что экскурсию проводил главный технолог службы технологического управление первой очереди ЛАЭС, Игорь Гончаров. И как вы понимаете, мы получили эксклюзивную информацию о работе станции и заглянули за закрытые двери.
Хотите узнать, как работает атомная электростанция? Приглашаю на виртуальную экскурсию.
Кстати, не забудьте взять дозиметр. Посмотрим сколько вы накопите за это время :)
Прежде чем зайти в рабочую зону станции, мы переоделись в спецодежду и обувь, надели каски.
Блок №1 был остановлен в декабре 2018 года и сейчас идут работы по выводу его из эксплуатации. В ноябре 2020 года также будет остановлен блок №2 и первая очередь полностью завершит свою работу.
А сейчас все управление работающим энергоблоком сосредоточено здесь, на блочном щите. Обычному человеку все эти схемы покажутся космически сложными, но сотрудники читают их как открытую книгу.
В смене работает 5 человек и у каждого свои обязанности. Ведущий инженер управляет блочными системами и системами безопасности. Перед ним два табло, на которых каждый квадратик - это отдельный канал реактора. Всего их 1693 и ведущий инженер контролирует 6-7 параметров по каждому каналу.
На зеленом табло показан расход воды в каналах, и зеленый цвет означает, что все идет по плану. Желтый и красный говорят об отклонениях от нормы.
Соседнее табло с кружочками – это табло управления стержнями реактора. Красным цветом обозначены 33 стержня аварийной защиты реактора, которые приводят реактор в безопасное состояние на 2 секунды. Для сравнения, на Чернобыльской АЭС стоял реактор старого, корпусного типа и его блокировка была возможна только через 15 секунд после аварии.
Желтым цветом – стержни-поглотители, которые вводятся снизу для контроля и выравнивания энерговыделения реактора.
Синие кружочки – это автоматические регуляторы, поддерживающие мощность реактора.
Остальные сотрудники тоже смотрят в мониторы и на табло. Но не просто смотрят, а контролируют очень много параметров, систем и выполняют перегрузку реактора каждый день. Кстати, в этом преимущество реакторов нового типа.
А для того, чтобы перегрузить реактор старого, корпусного типа нужно было останавливать его, как минимум, на 2 недели.
Чтобы работать ведущим инженером на станции, нужно окончить профильный ВУЗ, проработать минимум 3 года на рабочей должности в основном цехе, затем 3 года обучаться по специальной программе. После этого сдать государственный экзамен в Ростехнадзоре, экзамен на тренажере и получить государственную лицензию на право управления.
Но это еще не все. Четыре раза в год сотрудники проходят повышение квалификации, где отрабатывают разные аварийные ситуации. Кроме того, они проходят регулярный медосмотр и консультацию психолога. Быть хранителем ядерной энергии – очень ответственная работа!
Нам показали, как срабатывает сигнализация)
Мы поблагодарили сотрудников центра управления и отправились в самое «сердце» станции - в зал реактора.
Устройство реактора можно увидеть только на схеме, да и вряд ли вам захочется туда заглянуть) Высота реактора 7 метров, диаметр – 15 метров.
Несколько лет назад на станции возникла проблема с графитовыми блоками, они начали растрескиваться, что могло привести к искривлению технологического канала. Это стало большой проблемой для РОСАТОМа, но здесь, на Ленинградской АЭС впервые в мире ее решили. Совместно с двумя институтами, были созданы специальные роботы, которых запускали внутрь реактора для исследования и съемки. Затем специальными фреза перебрали и починили все графитовые стержни. После успешного тестирования, эту технологию стали применять на других станциях.
Собственно, верхняя часть реактора РБМК-1000. Высота графитовой подложки – 3,5 метра.
Обратили внимание, что блоки разного цвета? Это стержни разного назначения, которые были на табло в центре управления.
С помощью этой разгрузочно-погрузочной машины происходит перегрузка реактора на номинальной мощности.
Машина весит 450 тонн.
На стене висит свежее топливо для перегрузки.
Все оборудование в этом зале произведено еще в Советском Союзе и служит с 1970-х годов.
А что показывает дозиметр?
А сначала был 0…
Дальше мы перешли в машинный зал первого и второго энергоблоков. В зале, где находятся турбогенераторы первого энергоблока, тихо и спокойно. Первый реактор уже выведен из эксплуатации.
Срок эксплуатации этих турбин - 45 лет и в прошлом году он закончился.
Часть оборудования будет передана на другие станции или утилизирована, а остальное останется здесь навсегда.
Или до тех пор пока не будет разработана технология утилизации графита.
Турбины второго реактора еще работают, но срок их эксплуатации также подходит к концу.
Численность промышленного персонала станции – 4000 человек.
А не так давно работало 8000. Такое сокращение не связано с проблемами на предприятии, просто многие службы были выведены на аутсорсинг, например, ремонтные службы.
На этом на экскурсия по ЛАЭС-1 завершилась. В первую очередь сдаем дозиметры.
На самом деле, мы набрали совершенно безопасную дозу радиации.
Но перед тем как выйти и снять защитную одежду, нужно пройти через специальную установку. Если индикатор покажет ЧИСТО можно идти, если ГРЯЗНО – будьте добры вернуться и деактивироваться. Все мы были чисты и благополучно покинули рабочую зону станции.
Так можно ли приручить атомную энергию?
На ЛАЭС-1 сделали все возможное, что направить энергию атома в мирное русло. И очень хочется верить, что ничего страшного не произойдет.
А мы тем временем, поехали дальше на ЛАЭС-2. Не уходите далеко, скоро будет новый репортаж.