Найти тему
Oleg Kaczmarski

Uriah Heep – 1983 – Head First

Чтобы полноценно проанализировать альбом, воспользуемся тройственной формулой: - первое знакомство и история личных взаимоотношений (1); - как воспринимается теперь (2); - объективная история и оценка (3).

1

С Head First я познакомился уже не в ретроспективе, а сразу по его выходу. И это был для меня третий хорошо усвоенный альбом Хип – после Innocent Victim и Abominog.

В то время Хип входил у меня не в первую пятёрку (папл, рэйнбоу, цеппелин, саббат, диси), но твёрдо во вторую (хип, назарет, вайтснейк, юфо, форинер), плотно поджимаемую третьей (флойд, манфред мэнн эрсбэнд, омега, свит, квин). И первые места в моём личном хит-параде нередко держали хИповские вещи: «Иллюзия», «Танец» (из «Невинной жертвы»), «Так оно и есть» («That's the Way That It Is») из Абоминога. Вполне ожидаемо, что и Head First был воспринят вполне органично – не так чтоб на отлично, но на хорошо. К тому же одна из вещей – «Love is Blind» – опять-таки возглавила мой личный хит-парад.

В дальнейшем, когда на авансцену вышли главные альбомы с Байроном – Demons and Wizards, Salisbury, после «Цыганки» и «Июльского утра» всё это конечно отошло на второй план. Тем не менее, отношение оставалось вполне терпимым.

Много позже даже фирменным винилом обзавёлся – хотя и не по собственной почину, а волею судьбы. Дело было так. Один мой приятель зажилил у меня книгу Тамары Воробьевой «История ансамбля Битлз» (насколько помню, весьма хорошая книга, понравилась мне гораздо больше «Авторизированной биографии Битлз» Хантера Девиса). Хотел я у него забрать, зашёл к нему, а он включил дурачка – не знаю, мол, где она. Тогда я и взял у него «послушать» тот самый Head First.

2

И в настоящее время этот альбом воспринимается вполне нормально – на ту же самую четвёрку, что и в детстве. Главный хит «Love is Blind», правда, особых эмоций уже не вызывает – зато по-прежнему нравятся «Red Lights», «Rollin' the Rock», «Weekend Warriors».

3

Итак, Мик Бокс – гитара, Ли Керслейк – ударные, Боб Дейсли – бас, Джон Синклер – клавишные, Пит Голби – вокал. Начинается альбом в том же духе, что и Абоминог, хотя тот гораздо энергичней, а здесь помягче – с попыткой приблизиться к фирменному Хип-звучанию. Хороша здесь «клавишная подушка», создаваемая Джоном Синклером – первая вещь («The Other Side of Midnight») как судно на воздушной подушке.

А затем 2 кавера, 1-й – «Stay on Top» авторства Тома Джексона – найти оригинал не удалось. (Быть может, этот тот канадец, что поёт «Huron Carole»?) Как бы то ни было, а это вещь столь же характерного для начала 80-х звучания, что и «On the Rebound» – ещё одна параллель с Абоминогом. Или «Abracadabra» (1982) Стиви Миллера – дискотечный мега-хит того времени. Или чуть более ранняя (1980) «Another One Bites the Dust» Queen.

2-й кавер – «Lonely Nights» – незамысловатая вещица авторства Брайана Адамса, впервые исполненная в 1980 году Яном Ллойдом. Далее – «Sweet Talk» – жёсткая ритмичная вещь собственного авторства. Композиция с интересной структурой, мастерской аранжировкой, но… это тот случай, когда композиция есть, а нет песни.

То есть по-прежнему не хватает мелодического гения Хенсли (да и откуда ему взяться?) – вот и приходится прибегать к заимствованиям на стороне. Но здесь их поменьше, чем на предшественнике – 3 – и как раз третьим является тот самый мой хит – не композиция, а именно песня, замечательная песня американских сонграйтеров Ричи Зито и Джой Карбоне. Впервые (1981) её исполнил Джон О’Баньон, а в том же 1983-м, что и Хип, её же записал Джон Верити (экс-Argent).

И опять-таки отметим, как и на Абоминоге, это вовсе не перепевы больших хитов – а, как говорится, наскребли по сусекам (наверняка не без помощи Джерри Брона). Но благодаря весьма удачным аранжировкам и высокому мастерству всё соединяется в единую музыкальную концепцию, в концептуальный монолит. Ни одной откровенно проходной и слабой позиции здесь нет, уровень выдерживается.

Вторая сторона полностью авторская. Арт-роковое вступление («Roll-Overture») переходит в бешеного темпа хард-рок «Red Lights» – объективно великолепная вещь, тут опять налицо «звуковая стена» Абоминога. Следующая – «Rollin' the Rock» – а вот и прекрасная баллада с хрустальным минорным запевом и резким мажорным припевом – сохрани они минорную тональность, это могло бы стать шедевром уровня акме-периода.

И наконец две завершающие вещи – «Straight Through the Heart» и «Weekend Warriors» – два жёстких и в то же время мелодичных боевика. И голос Пита Голби здесь на высоте, что хорошо видно при сравнении с Яном Ллойдом, Брайаном Адамсом, Джоном О’Баньоном и Джоном Верити. Очевидно, что он превосходит всех этих весьма неплохих певцов. Думаю, что это был пик его карьеры.