Расширенная семья – понятие, включающее самую разную по степени дальности родню.
Еще так любил собирать всех "причастных" к жизни клиента вместе на приеме психолог Карл Витакер.
И нередко именно эти якобы родные люди создают друг другу много проблем и неприятностей.
Что же делать, если "они" лезут не в свое дело?
История №1: Открывай, сова, медведь пришел!
Галиной маме было 19, когда она родила дочку. Галиной бабушке на тот момент было 39. В итоге едва-едва пенсионерка, бабуля приходила к замужней внучке и заявляла:
"Вы все делаете не так!"
После этого бабуля лезла в шкаф и перекладывала вещи по-своему. После ухода Галя обнаруживала по-другому поставленные тарелки, продукты, которых она не покупала. И даже шампунь в ванной бабуля поставила "правильный" – дегтярный...
Что делать:
Я попросила Галю поговорить от имени мамы и потом бабушки. Она увидела бабушкин мотив (желание быть нужной, полезной).
И вместе мы выработали стратегию. Минимум раз в две недели она звонит бабушке в стиле "аврал, кошмар" и спрашивает совета по Очень Важному Бытовому Делу.
Минимум раз в неделю они с молодым мужем заезжают к бабушке, минимум на час. Если бабуля предлагает – забирают закатки (даже если совсем не нужны).
И вежливо отказывают бабуле в визите под любым предлогом.
История №2: Любопытной Варваре на базаре нос оторвали!
У Маши была целая куча разной родни. Все они наперебой спрашивали о ее личной жизни. Что ест, что пьет. Чем болеет муж, сколько зарабатывает. Надежная ли работа, сколько раз занимаются любовью...
Маше это надоело.
Когда мы поговорили, выяснилось, что у Маши нет отца примерно с 5 лет. Все это время родня и обеспечивала, и помогала ее растить. Ей находили, если нужно, врача и репетитора, костыли, когда она сломала ногу, и платье на выпускной.
Но взамен родня получала "доступ" к ее личной жизни. Этакая "сын полка" наоборот.
В итоге мы договорились, что раз Маша финансово независима, она на каждый интерес говорит "Спасибо, что интересуетесь" – и не отвечает.
Если станут настаивать – говорит, что не хочет или не может обсуждать с ними такие вещи.
Все.
Маше, конечно, пришлось выдержать усилившийся напор родни. Однако поскольку "дергать" ее было не за что, то и "открываться" она была не обязана.
А с чувством вины (долга перед родными) пришлось поработать отдельно. И принять, что это был ИХ выбор – вкладываться в нее. И ИХ бонус – чувствовать себя полезными, ценными и просто хорошими, благородными людьми.