Как можно отравить человека?
Если исключить крайности - через неправильное питание. Но при чем тут математика?! Давайте разбираться.
Можно ли отравить тело? И как?
Педагоги и большинство психологов говорят о мозге, как инструменте мышления, понимания. Чтобы не дразнить гусей, примем, что это так.)) В любом случае мозг - важный орган, исполнительный механизм мышления. И ... часть нашего организма, который можно отравить.
И педагоги и психологи согласны с тем, что в развитии тела существуют определенные периоды. Каждый из которых имеет особенности, свою “диету” - в широком смысле.
Мы развиваемся постепенно ...
Например, грудной ребенок не ест мяса, особенно ему противопоказан шашлык с острым соусом. Почему? Это же не яд: большинство взрослых обожают это блюдо!
Потому, что “Каждому овощу свое время”.
Организм ребенка пока не способен переварить шашлык с острым соусом. А если его накормить, то он отравится. Буквально отравится! (Это я потихоньку подхожу к тому, что название статьи - не преувеличение.)
Слово это не вещь, а навредить может ...
Не так давно промелькнуло сообщение: молодая мама, продукт современного образования, накормила своего младенца “молоком”, которое она изготовила собственноручно из пакетика "сухих сливок". Последствия оказались трагичными.
О чем “думала” эта особа и думала ли вообще? Для нее слово и вещь оказались неразличимы.
- Написано “сливки” - значит сливки.
- Ребенка кормят молоком.
- Сливки лучше молока.
- Следовательно, как нетрудно заметить из предыдущих рассуждений, сливками кормить лучше.
Даже если это не сливки, а “сливки” из пакетика для кофе ...
Не смешно …
Эта очевидно абсурдная логика привела к негативным последствиям. И если речь идет о теле, “организме”, то это совершенно очевидно.
То, чем мы думаем, тоже можно отравить
Но (повторюсь) мозг, о котором психологи и педагоги говорят, как об органе мышления - часть тела. И у него также, как у желудка, и у печени есть собственные законы усвоения пищи.
На каждом этапе развития для мозга существует свой полезный рацион. Пища, которую он способен переварить. А также вредная, токсичная пища, которая для него вредна.
Когда отравляют тело это очевидно. А когда отравляют мозг? Чтобы это понять, нужно иметь не отравленный мозг, а нормальный. И похоже, что именно такого мозга некоторым не хватает.
- И Л.Выготский, на которого так любят ссылаться педагоги (и которого, как я чувствую, большинство внимательно не читали);
- и Ж.Пиаже, которого большинство не читали точно -
оба разными словами утверждали, что в развитии психики ребенка (пардон, мозга) существуют определенные периоды со своей специфической “диетой”.
А теперь про математику
Конечно. ребенку, даже 5-летнему. можно объяснить на пальцах, что такое теория относительности. “Это когда перрон Цюриха подъезжает к вашему вагону” (Эйнштейн). Но понять, усвоить и оперировать этим ребенок совершенно очевидно не способен.
Это крайний пример. А вот примеры более реальные.
- 6-7 летнему школьнику можно объяснить на камушках, палочках или даже цифрах, что такое множество. Но понять, усвоить и оперировать этим понятием он в этом возрасте неспособен. Как не способен грудничок переварить “сливки” или шашлык!
- Можно среднему 7-класснику объяснить, что такое “периодическая дробь” или “бесконечное множество”, но понять, усвоить и оперировать этим понятием абсолютное большинство школьников очевидно не в состоянии. Равно, как и грудничок переваривать шашлык или “сливки”.
Конечно, такие смелые утверждения требуют доказательств. Но как это сделать, если даже один из самых известных специалистов - мозговедов Т. Черниговская утверждает:
“У меня нет никаких иллюзий, что нам удастся когда-нибудь изучить, что такое мозг. Я уверена, что этого не случится.”
Единственный способ: наблюдать за жизнью, анализировать результаты обучения.
А как заметил один умный комментатор предыдущих статей: невозможность этого экспериментально доказано за последние 40 с хвостиком лет (относительно невозможности понимания упомянутого выше большинством школьников).
Каждой информации - свое время
- Грудничок должен сосать грудь. В крайнем случае - специально подобранную и десятилетиями апробированную смесь-заменитель. Не “сливки для кофе”.
- Потом в его рацион вводят протертое яблочко. Заметьте, не “яблочное” повидло, изготовленное по европейскому стандарту из тыквы с заменителями вкуса, а яблоко.
- Еще позже ему дают вареные овощи.
- Еще позже - протертое вареное мясо. Заметьте: не тушенку со специями, а чистое мясо.
И так по принципу постепенности в соответствии с периодами развития организма, чтобы ребенок не отравился, а рос.
Но ведь хочется лучше и побыстрее!
- Вот лежит такой 2-3-х месячный малыш, гугукает: такой прямо хорошенький! Так и хочется ему что-нибудь вкусненькое дать, кусочек цыпленка-табака, например!
- Вот приходят в школу малыши постарше - такие прямо хорошенькие! С бантиками и в костюмчиках. Так и хочется им что-нибудь особенное, какую-нибудь изюминку в обучение вставить, чтобы быстрее поумнели.
Пища для мозга - это ощущения и другая (более символическая) информация, включая информацию из учебников и уст школьного учителя.
И обращаться с пищей для мозга нужно с не меньшей, а большей осторожностью, чем с пищей для желудка. Если хотите лучше - включайте голову, иначе случится отравление.
Например, возникнет синдром выученной (наученной) беспомощности, когда ребенок решит, что он “этого не понимает и в принципе никогда понять не сможет”. И что вы тогда будете длать?
А то, что это случается в 80-90% случаев с пониманием математики - это факт, “экспериментально доказанный за предыдущие 40 лет с хвостиком”
Лайк - согласие с темой,
Подписка на новые материалы.