С 2020 года начнется эксперимент по оказанию государственных услуг через банки. В нем примут участие 6 крупных кредитных организаций: Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, , Газпромбанк, Связь Банк и Тинькофф Банк. В пилотном проекте будут участвовать 5 регионов: Московская область, город Санкт-Петербург, республика Башкортостан, а также Астраханская и Кировская области.
Планируется, что в банках можно будет подать налоговую декларацию, оформить ИП, пенсию, материнский капитал и многое другое. С 2022 года это можно будет сделать уже по всей стране.
Хорошо или плохо то, что госуслуги в будущем станут оказываться в отделениях банков? Давайте разберемся.
Можно выделить ряд потенциальных рисков. Они заключаются в следующем:
1. Навязывание банковских услуг. Все банки очень любят предлагать своим клиентам кредиты, вклады и прочие не всегда актуальные для посетителей услуги. А теперь представьте, что каждый раз при получении государственных услуг вы будете выслушивать эти предложения. Как минимум, это неприятно.
2. Рост госпошлин. Цены на госуслуги, не связанные с бизнесом, могут не изменяться годами. Но как только всё встаёт на коммерческую основу, начинается рост цен. Бизнес должен приносить прибыль. Поэтому пошлины на государственные услуги, оказываемые в банке будут расти каждый год. Если государство не станет сдерживать этот процесс, мы увидим рост стоимости на 10 и более процентов ежегодно.
3. Закрытие территориальной сети госструктур. Оптимизация: таким красивым словом называют сокращение всего и вся. Если госфункции будут переданы банкам, то вполне логично предположить, что местные отделения госорганов будут закрыты для сокращения расходов.
4. Проблемы с обжалованием действий и решений госорганов. Скорее всего, банки будут просто принимать и выдавать документы, по сути, выполняя роль курьеров. Непосредственное оформление бумаг останется за госструктурами, операционные офисы которых будут расположены где-то далеко. В другом городе или вообще в ином регионе. К кому и как потом подавать претензии? Как долго они будут рассматриваться, учитывая огромную нагрузку и текучку кадров в оптимизированных госучреждениях?
5. Возможность отказа банков от оформления госуслуг. Оказание государственных услуг может оказаться убыточным для банков. В таком случае, они потребуют компенсаций от государства либо станут отказываться от их исполнения. А это большие проблемы для посетителей.
6. Отзыв лицензии, банкротство или продажа банка. Поскольку банк – частная коммерческая организация, с ней может произойти всё, что угодно. Она подвержена кризисам, а также иным экономическим и бизнес-рискам. Кто будет покрывать последствия всего этого? Налогоплательщики из своего кармана? А оно нам надо?
Мой вывод такой: бизнес – это бизнес, а государство – это государство. И не надо путать одно с другим. Да, в краткосрочном периоде переложение функций госструктур на банки может принести выгоду. Но в дальней перспективе это чревато большими проблемами как для пользователей госуслуг, так и для государства. Экономия сегодня может вылиться в огромные финансовые потери завтра.
Понравилась статья? Поставьте лайк.