Найти тему

Как Константин Мельников жил в доме, который построил сам

Обложка
Обложка

Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых — завораживающий белый «дом-улей», разительно выделяющийся на фоне архитектурных соседей арбатского переулка.

Дом Мельниковых — это всемирно известный шедевр советского авангарда, уникальный по своему строению и не имеющий аналогов. Он состоит из двух цилиндров одинакового диаметра, двухэтажного южного и трехэтажного северного, врезанных друг в друга и образующих цифру восемь, если посмотреть на дом с высоты птичьего полета.

План дома Мельниковых
План дома Мельниковых

Автором проекта является выдающийся архитектор Константин Мельников, который получил в 1925 году отдельный участок в центре города, в Кривоарбатском переулке, под личную застройку, что стало нонсенсом для Советской Москвы. Проект дома, утвержденный в 1927 году, предполагал экспериментальное сооружение, идея которого заключалась в использовании круглых форм, экономящих строительные материалы с перспективой массовой застройки молодой Советской России такими цилиндрическими домами-комуннами, прототипами современных таун-хаусов.

Таблица на доме Мельниковых
Таблица на доме Мельниковых

Дом площадью 250 м2 был построен в рекордные сроки для того времени – всего за два года, с учетом того, что архитектор возводил его на личные средства. Благодаря тому, что домом владели потомки Константина Мельникова, он сохранился практически в первозданном виде.

Единственный вход в здание расположен на Кривоарбатском переулке в срезанной части малого цилиндра. Фасад дома привлекает к себе внимание огромным окном, расположенным над входной деревянной дверью. Сверху надпись: «Константин Мельников Архитектор». По словам самого автора, этот дом и надпись на нем способствуют утверждению высокой значимости каждого человека.

Фасад южного цилиндра с входом в дом Мельниковых
Фасад южного цилиндра с входом в дом Мельниковых

Надпись на фасаде дома-мастерской
Надпись на фасаде дома-мастерской

Большой цилиндр украшен хаотично расположенными многочисленными окнами-сотами, из которых открывается чудесный вид на небольшой уютный сад.

Вид на северный цилиндр дома Мельниковых
Вид на северный цилиндр дома Мельниковых

Дом-мастерская необычен как снаружи, так и внутри. Константин Мельников, создавая свой дом, воспринимал его как символ безграничных возможностей человека, утверждая, что любой может достичь всего, что захочет. Дом построено по принципу восхождения от земных желаний к высшим уровням бытия.

Фото макета дома-мастерской в разрезе
Фото макета дома-мастерской в разрезе

Все окна и двери в доме имеют нестандартные размеры и своеобразную архитектуру. Окна на первом этаже имеют уникальную расстекловку в виде углов, образующих «Пифагоровы штаны». Распашные двери входной части при движении также образуют новые линии и углы. Этим Мельников постоянно напоминает о внутренней геометрии здания.

Внутри дом наполнен множественными визуальными иллюзиями и оптическими эффектами, которые нас встречают уже при входе. Чтобы напомнить, что мы находимся в круглом доме, стену напротив фасадной стены украшает круглое зеркало.

В центре первого этажа расположено лобио по принципу средиземноморского дома. Это свободное пространство, из которого можно попасть во все помещения как на первом этаже, так и в помещения по лестнице наверх. Столовая, кухня, туалет, ванная, при переходе в северный цилиндр — комнаты для приготовления уроков для детей, гостиная – комната хозяйки.

Первоначально весь первый этаж морально и материально должен был принадлежать жене Константина Степановича – Анне Гавриловне, где она должна была хозяйничать. Когда Мельников понял, что он не будет возводить третий этаж в южном цилиндре, ему пришлось пространство первого этажа сократить, и вместо предполагаемой кладовки появились детские комнаты.

Что особенно важно отметить, тема игры и трансформации пространства дома является самым главным достижением архитектора и поэтому, не смотря на такое огромное количество бытовых предметов, рано или поздно архитектурная идея Мельникова начинает прочитываться.

В связи с тем, что конструктивной основой дома являются круглые стены, основные перегородки дома - это всего лишь ширмы, пустые стены, и Мельников в любой момент мог перекроить свой дом, что он и делал не раз. Для усиления прочности дома он возвел колонны на стыке двух цилиндров, которые не были обозначены на плане и были обнаружены только недавно сотрудниками музея при простукивании стен после перевода дома в статус дома-музея.

При попадании в дом, мы забываем, что падали в дом великого русского авангардиста, так как попадаем в мещанскую обстановку не очень богатой семьи, где вся мебель либо была куплена в антикварной лавке и на блошиных рынках, либо перевезена из коммунальной квартиры, в которой Мельников жил с семьей до строительства дома. Важно отметить, что архитектор подгонял внутреннее пространство дома под имеющуюся у него мебель, и поэтому эта мебель часто переставлялась, задавая новую игру в пространстве.

Столовая дома Мельниковых
Столовая дома Мельниковых

Благодаря правильному устройству теплообмена, дом хорошо держит тепло. Обогревается дом очень быстро, за 10-15 минут тепловой камерой размером примерно 6*2,5 м, расположенной в подвале в зоне под столовой. Печка, которая отапливалась углем, нагревала камеру и через воздуховоды теплый воздух попадал в дом. Дом хорошо протапливался не более двух раз за холодный сезон, а в остальное время — температурный режим просто поддерживался.

В северной части цилиндра мы встречаемся с цветовой индексацией, идею которой Мельников взял у Корбюзье. Цвет на потолке есть в детских комнатах, синий треугольник в комнате сына, желтый — в комнате дочери, а в комнате хозяйки весь потолок лилового цвета.

Комнаты детей
Комнаты детей

Комната хозяйки дома
Комната хозяйки дома

На верхние этажи можно подняться по винтовой лестнице, которая не просматривается полностью при взгляде на нее из лобио. В основе винтовой лестницы — мачтовая сосна диаметром 13 см, привезенная с завода «Новая Голландия» из Санкт-Петербурга и прошедшая специальный цикл сушки в вертикальном состоянии.

Винтовая лестница дома-мастерской
Винтовая лестница дома-мастерской
Винтовая лестница дома-мастерской
Винтовая лестница дома-мастерской
Винтовая лестница дома-мастерской
Винтовая лестница дома-мастерской

Как человек остро чувствующий рубеж двух веков, Мельников спроектировал специальное сказочное пространство для сна. Он считал, что обязательно должна быть благоприятная атмосфера для сна, поэтому комната выглядела как единое пространство, в которой пол, стены и потолок были единого желто-зеленого цвета. Посередине комнаты спали родители, а по краям, за небольшими перегородками с округлыми краями — дети. Для Константина Степановича был важен коллективный процесс пробуждения и засыпания. Просыпаясь утром с первыми лучами солнца и наблюдая единый цвет вокруг, создавалось единое ощущение продолжения сна, но уже сна на яву.

Спальня дома Мельниковых
Спальня дома Мельниковых

На втором этаже также находится шикарная двусветная гостиная с огромным окном посередине и единственным восьмиконечным окошком для души в стиле нарышкинского барокко. Первоначально гостиная служила местом приема гостей, а после того как Степан Константинович торжественно подарил свою мастерскую сыну, Виктору Константиновичу, архитектор поставил здесь свой рабочий стол, и гостиная стала служить ему кабинетом.

Гостиная дома-мастерской
Гостиная дома-мастерской
Гостиная дома-мастерской
Гостиная дома-мастерской

На третьем этаже, в северной части дома, находится мастерская Мельникова — самое главное и яркое помещение дома, которое является уникальным за счет множества окон шестигранной формы и рассеянного освещения. Здесь также не случайно одна из стен желтого цвета, как продолжение идеи цветовой индексации.

Мастерская дома Мельниковых
Мастерская дома Мельниковых
Мастерская дома Мельниковых
Мастерская дома Мельниковых

Идея Константина Мельникова о создании комфортного пространства реализуется и в этой двухуровневой комнате: «Я работаю и сверху наблюдаю за работой своих учеников». С антресоли есть выход на потрясающую террасу, которая образовалась благодаря крыше северного цилиндра и служит продолжением эстетического наслаждения нахождения в Мастерской.

Антресоль и выход на террасу дома
Антресоль и выход на террасу дома
Терраса дома
Терраса дома

Константин Мельников проживал в этом доме до своей смерти в 1974-м и завещал его детям. Здание является объектом культурного наследия народов России. В настоящее время в доме расположен Музей Мельниковых. Только сейчас, спустя долгое время, получив возможность изучать всемирноизвестный памятник архетиктуры мы можем оценить все то масштабное влияние, которое оказал Мельников на мировые архитектурные процессы.

Присоединяйтесь к нашему проекту «Искусство в городе», чтобы увидеть и услышать все, о чем вы прочитали выше своими глазами!

Подробности по ссылке: https://www.artinstitut.ru/projects/iskusstvo-v-gorode

#design# culture#design #артновости #арт
#артрынок #искусство #современноеискусство
#тренды #design #артновости #арт
#артрынок #искусство#современноеискусство
#тренды #artinstitut #искусство #современноеискусство #институтартбизнеса #историяискусств #историяискусства #история #искусство #артменеджмент #артрынок #артбизнес

#artinstitut #институтартбизнеса #современноеискусство #образование #учисьискусству #art #артрынок #артменеджмент #socialmediaeducation #арттусовка #мирискусства #branches #артсообщество #лекциявискусстве #историяискусства #дружисискусством #искусствокакбизнес #авторскоеправо #галерейноедело #искусство #moscow #Москва #Колосова #ценаискусства #стоимостьискусства