Найти тему
Victoria Vladimirova

Как развивать ресурсную среду для ребенка? Инструкция 2.

И действительно, продолжая разговор о создании ресурсной среды (РС) с детства, хочется получить конкретные ориентиры, а, может быть и ПРАВИЛА.

Никто не спорит, что правильно работающая РС способствует социально-психологической адаптации, повышению учебной мотивации и активизации познавательной деятельности в подростковом возрасте.

Итак, давайте вместе подумаем над правилами ее создания:

1. Для начала отделите ребенка от себя и начните воспринимать как самостоятельную личность с его индивидуальными интересами и склонностями, с его взглядами на жизнь, в том числе, на возможные перспективы - кем он хотел бы стать.

И сразу успокойтесь и не воспринимайте "его интересы" как единственные и однозначные к исполнению. Вспоминаем себя и весь свой набор "хочу быть...". А также не забудьте вспомнить восторженное начало занятий каким-либо  делом и спонтанное "затухание" интереса. Ладно. Хорошо) У всех по-разному.

Как иначе можно себя узнать и начать хоть немного понимать, если ничего не хотеть и не пробовать.

Да, хвала тем родителям, которые стойко выдерживают "музыкальную школу" и "спортивную секцию". Но... Все знают разное послесловие очень жесткого выбора одного направления интересов в детстве.

-2

Так вот как звучит ПЕРВОЕ ПРАВИЛО - старайтесь следовать за индивидуальными особенностями и интересами ребёнка, узнавайте его сами и позволяйте ему узнавать себя в разных сферах и направлениях.

Чем шире будет круг способностей - тем шире его возможности в дальнейшей адаптации.

И помните, именно ваше принятие  и настоящий уважительный интерес к его интересам, пусть даже мимолётным, будет влиять потом на протяжении всей жизни на его уверенную позицию по отношению к себе и своей профессиональной деятельности.

Порой ребенок ждёт не похвалу, а возможность быть услышанным. Ваше внимание бесценно!

2. Итак ВТОРОЕ Правило можно обозначить так -  будьте честны со своим ребенком. Вы всегда, даже если не очень этого хотите, являетесь для него невольным примером поведения.

-3

И если ваш уровень достижений и открытий далёк в жизни от активной позиции , т.е. вы ничего не хотите менять, не развиваетесь, и ваша жизнь подобна рутине, то ребенок вправе также строить и свою.

Точнее, он вполне может быть активным в детстве и юности, но дальше все зависит как раз от дополнительной ресурсной среды, сможет ли ребенок видеть другие вдохновляющие модели поведения.

Другими словами, если у вас самих есть своя работающая РС, то и подросток будет видеть закономерности ее работы.

3. ТРЕТЬЕ ПРАВИЛО - чем больше интересных вдохновляющих взрослых видит ребенок с детства, ваших друзей, знакомых, учителей и руководителей студий и секций и т.д. - тем больше успешных и интересных моделей поведения и раскрытия профессионального и личностного потенциала останется в его голове.

-4

И чем раньше вы сможете хоть как-то это регулировать, тем лучше. Ведь авторитет значимого взрослого очень высок в начальной школе и  примерно, лет до 12. А дальше - это уже свободный внутренний выбор.

Нет, про развивающую среду с профессионалами "с горящими глазами" все остаётся и дальше. И подростки очень внимательно смотрят на мир взрослых. Просто вряд-ли вы уже напрямую будете влиять на процесс взаимодействия.

Продолжение следует...