Фильм «Холодное лето пятьдесят третьего» Александра Прошкина вышел в конце 80-х и стал последней работой Анатолия Папанова. Кинолента покорила и шокировала не только отечественного зрителя, но и зарубежную публику. Ее посмотрели более 40 миллионов человек, и количество поклонников продолжает расти.
Фильм интересен не только сюжетом, но и обстоятельствами, при которых велась работа, а также местами съемок.
Сюжет фильма прост: банда пытается покорить маленькую деревню, но местные жители до последнего ее защищают. События происходят в 1953 год, когда началась амнистия.
Места съемок
Съемки решили проводить в реальной глухой деревне, чтобы максимально приблизиться к сценарию. Этой деревней стала Руга в Карелии. Она идеально подошла для фильма, так как жителей там практически не осталось.
Заселенными оказались только два дома. При этом природа и общая атмосфера в деревне были выше всех похвал. Непроходимый лес и озеро Сямозеро подчеркнули заброшенность деревни и прекрасно вписались в фильм.
Хотя в деревне было много пустых изб, съемочная команда поселилась в Петрозаводске. И только режиссер уединился в Руге. Он так и побыл возле озера, пока съемки не закончились. В столице отсняли единственный — заключительный — эпизод. За лето 1987 года фильм был полностью снят.
Как снимали: интересные факты
В процессе съемок фильма актеры нередко влияли на сценарий. Например, роль Валерия Приемыхова переписали по его просьбе. Актер выразил сомнение, что персонаж, вставший на защиту целой деревни, может быть археологом, и предложил сделать героя офицером. Ко мнению Приемыхова прислушались. И не зря.
Когда фильм увидели зрители, многие на полном серьезе начали считать актера бывшим заключенным. Игра Приемыхова по новому сценарию оказалась очень натуральной.
Другой участник съемочного процесса актер Виктор Косых был вынужден ежедневно перевоплощаться в своего героя «Баклана». Для этого ему приходилось терпеть, пока на теле нарисуют татуировку. Делали ее стойким карандашом, который невозможно смыть водой.
Косых пользовался одеколоном, после которого оставался устойчивый запах спирта. Окружающие ничего не знали об удалении нарисованной татуировки и думали, что у актера алкогольная зависимость.
Времени на производство фильма было мало, поэтому экономили каждую минуту. Актеры не снимали грим целый день, даже на обед шли при полном параде. Обычные люди в столовой принимали артистов за криминальных личностей и старались не конфликтовать. Актерам не нужно было стоять в очереди за едой, люди расступались, едва заметив их на пороге.
Сложности во время работы тоже происходили. Хотя Руга была глухой деревней, но вокруг нее находились и другие поселения. Когда приехал Папанов, об этом стало известно во всей округе. Люди добирались до Руги по воде на лодках, и режиссеру пришлось постараться, чтобы они не попали в кадр.
Анатолий Папанов трепетно отнесся к поклонникам, приплывшим к нему на встречу. Он не дал режиссеру прогнать людей, а потратил некоторое время на общение с ними. Среди прибывших было много детей. Их вряд ли интересовало, какой фильм снимают в Руге, ведь Папанов был для них дерзким волком из «Ну, погоди!». Актер побеседовал с каждым малышом и даже оставил им несколько строк на память.
К сожалению, фильм «Холодное лето пятьдесят третьего» стал последним для Папанова. Озвучить персонажа «Копалыча» актер не успел. Вместо него это сделал Игорь Ефимов. Но зрители снова видят любимого артиста в оригинальном озвучании в последнем эпизоде легендарного фильма.