Умение продать бизнес в сжатые сроки и выгодно требует наличия у предпринимателя определенных качеств и знаний. Нужно уметь вести переговоры, находить компромиссы, готовить бизнес к продаже и много чего еще. О том, как совершить такую сделку и успешно продать бизнес, читайте в нашей статье.
Причины продать бизнес
Ежегодно предпринимателями совершаются десятки тысяч сделок по покупке и продаже бизнеса. Эта распространенная практика позволяет передавать права владения компанией от одного лица другому. Но если бизнес прибыльный, зачем его продавать? Существует убеждение, что предприниматели избавляются от своей компании из-за каких-то проблем, которые становятся известны новому владельцу спустя некоторое время после заключения сделки. Конечно, от такой ситуации никто не застрахован, но мы рассматриваем только честную сделку и честных продавцов бизнеса. Причины продать компанию могут быть разными: действительно есть проблемы, с которыми предыдущий владелец не может справиться и он об этом говорит покупателю; предпринимателю стало скучно заниматься этим делом, он хочет переключиться на другую нишу или просто устал; предыдущий владелец переезжает в другой город или страну.
Как искать покупателя?
Для начала определитесь, кто является вашим покупателем: опытный предприниматель или перекупщик? Далее решите, каким способом вам будет удобнее его искать: самостоятельно или через бизнес-брокеров?
Самостоятельно. Вы можете найти покупателей через знакомых или даже предложить компанию конкурентам. Но будьте осторожны: если ваши сотрудники будут в курсе грядущих изменений, в компании могут начаться волнения, которые совершенно вам не нужны. То же касается знакомых и конкурентов: первые могут “разнести” информацию о продаже компании, что повредит ее репутации, а вторые могут узнать все, что им нужно и, в итоге, ее не купить.
Успешно продать компанию можно при помощи специальных ресурсов. Их выбор зависит от занимаемой вами ниши. Так, наибольшей популярностью пользуются магазины, автомойки, салоны красоты и т.д.
Вы можете воспользоваться онлайн-площадками. Сейчас на Avito размещаются больше всего предложений, в том числе, и от бизнес-брокеров. Еще пользуются популярностью Ubu и ЦИАН.
Также есть специальные сайты, где можно разместить свое объявление, например, businessesforsale.ru, prodazhafirm.ru, beboss.ru, biztorg.ru, business-asset.ru и т.д.
Не стоит забывать о публикациях в СМИ и в социальных сетях, ведь они могут охватить широкий круг покупателей.
При помощи бизнес-брокера. Вы можете воспользоваться услугами профессиональных компаний. Они возьмут на себя всю ответственность по сопровождении сделки за определенный процент от стоимости бизнеса. Согласно рейтингу российских бизнес-брокеров 2019, размещенному на портале PPT.ru, в список лидеров рынка вошли компания «Альтера Инвест», «Центр продажи бизнеса», «Центр готового бизнеса», «Магазин Инвестиций», «Вбизнесе» и т.д.
Как установить цену на бизнес?
Предприниматель, который хочет продать свой бизнес, может столкнуться с проблемой: он не знает стоимость своей компании. Часто его представления о цене не соответствуют реальности и тогда, для получения объективной оценки, ему стоит обратиться за помощью к независимому эксперту. Но существуют также способы провести расчеты самостоятельно.
Доходный способ. Он включает в себя несколько методов:
- Дисконтирование - расчет стоимости бизнеса с учетом возможности удешевления денег в будущем. По-другому, расчет текущей стоимости будущих денежных потоков.
- Капитализация - расчет средней величины ежегодных доходов и ставки капитализации.
Также при оценке бизнеса нужно учитывать узнаваемость компании: за бренд многие делают большую наценку. Можно сравнить стоимость аналогичных компаний, чтобы иметь общее представление, но этот способ не самый действенный, так как одинаковых компаний не бывает.
Не пытайтесь продать бизнес за сумму, которую вы на него потратили, различайте продажу активов и готового бизнеса.
Как успешно провести переговоры и продать бизнес?
К переговорам нужно основательно готовиться. Поймите, чем ваш бизнес будет интересен потенциальному покупателю и не раскрывайте всю информацию. На этапе предварительной сделки покупатель сможет получить все данные.
Не будьте слишком настойчивы, продавая свой бизнес. Восхваление компании и радость при согласии покупателя может вызвать у него сомнения и он откажется от сделки.
И не соглашайтесь на сделку сразу, помните, что выиграть должны обе стороны сделки. У покупателя не должно возникнуть ощущения, что вы хотите поскорее избавиться от компании.
Как заключить сделку?
Сделка по передаче прав состоит из нескольких этапов:
- При покупке бизнеса сначала заключается предварительный договор. Покупатель вносит задаток - 10% от суммы сделки и получает полную информацию о компании. Он может даже заказать оценку у независимого эксперта. На этом этапе становятся известны скрытые продавцом детали, например, наличие кредитов, и покупатель имеет право взыскать деньги через суд.
- Дальше заключается основной договор, который заверяется нотариусом. Покупатель платит 30% от стоимости компании и начинается процесс переоформления документов. Уже после этого продавец получает всю остаточную сумму.
- Если вы внимательно изучите правила предпродажной подготовки и сможете убедить покупателя в выгодности приобретения им компании, то у вас не возникнет проблем с продажей бизнеса.
#мойбизнес