Одной из существенных особенностей училища Гнесиных на всех этапах его развития было исключительное внимание, уделяемое общему музыкально-художественному развитию учащихся.
С этой целью к 1910 году вводятся и начинают быстро развиваться классы фортепианного ансамбля, то есть совместной игры в четыре и даже восемь рук, для изучения симфонической литературы. Этими классами руководили последовательно: Р.М. Глиэр, Г.Э. Конюс, А.Т. Гречанинов.
Для учащихся всех специальностей преподаётся история музыки. Этот курс читал Е.Богословский.
Гнесины продолжают привлекать к педагогической работе новых музыкантов - молодых, одарённых, увлеченных педагогикой. Так, в 1908 году в число преподавателей вошла замечательная пианистка Е.А. Бекман-Щербина, окончившая с золотой медалью Московскую консерваторию, класс В.И. Сафонова.
Известность училища росла из года в год.
В 1915 году исполнялось 20 лет со дня основания училища. Оно готовилось к 14-му выпуску. Выпускные экзамены служили хорошей проверкой результатов обучения, проводились они торжественно и открыто.
На этих экзаменах и открытых концертах происходил отбор кандидатов для продолжения музыкального образования - гнесинцев охотно принимали в свои классы ведущие профессора консерватории.
Двадцатилетие училища Гнесиных не прошло незамеченным музыкальными критиками. Один из них отмечал успешное развитие учебного заведения, энергию его основательниц, сумевших привлечь к своему делу видных музыкальных деятелей.
Канун революции 1917 года училище встретило большими достижениями и перспективами дальнейшего развития.
После революции особенно ярко проявились те музыкально-общественные идеи просветительства, которые давно вынашивались и воплощались в жизнь многими музыкантами, тесно связанными с Гнесиными.
Развернулась просветительская деятельность в самых различных аудиториях: в рабочих клубах и на заводах, в госпиталях и санаториях, в школах и интернатах. В этой работе активное участие принимало и училище.
Подъём, который испытывали преподаватели учебного заведения в новый исторический период, помог пережить трудности тех лет - разруху и голод. В холодных классах, сидя в шубах, валенках и перчатках, руководители и учащиеся не прекращали занятий.
Как и прежде, регулярно проводились зачеты и устраивались ежегодные концертные выступления.
4 октября 1918 года после продолжительной болезни скончалась одна из сестер-основательниц учебного заведения, Мария Фабиановна Гнесина, пользовавшаяся большим уважением и любовью учеников и товарищей по работе.
Живая, остроумная, разносторонне одарённая, она наряду с музыкой увлекалась литературой, изобразительным искусством, сама занималась живописью и стремилась к всестороннему эстетическому развитию учащихся. Её классная комната походила на маленький домашний музей.
Потеря этого талантливого педагога была первой большой утратой в дружном коллективе.
В тот период перед руководителями училища возникла новая проблема. Они видели, как частные учебные заведения постепенно прекращали своё существование или национализировались, что нередко приводило к заметным изменениям во всей их работе.