Здравствуйте. Продолжаем знакомиться с работами древних историков, в которых упоминается жизнь древних славян "до Рюрика". На очереди готский историк Иордан, или, как его называли Татищев и Карамзин, Иорнанд.
Про Иордана имеется очень мало сведений, да и те весьма противоречивы. Жил в VI веке, точные даты рождения и смерти неизвестны.
Много разных мнений о его деятельности. Возможно, он был нотариусом в Малой Скифии (черноморское побережье к югу от Дуная), может он был секретарем Остготской или Руянской общины, некоторые называют его епископом Кротонским, говорят, отец его был алан. Судя по книге "О происхождении и деяниях готов", он был православным христианином (исповедовал устав Никейского Вселенского Собора).
Кстати, о его книге сегодня и пойдет речь. В ХlX веке длинное название " О происхождении и деяниях готов" сократили до лаконичного "Гетика", тонко подметив смысл содержания книги. Дело в том, что Иордан смешал готов с гетами и массагетами, сильно удревнив историю готов. В своём произведении писатель пользовался сочинениями Кассиодора и Приска, которые не сохранились до нашего времени.
Для нас интересны упоминания в " Гетике " о славянах. В начале книги Иордан описывает земли и заселяющие их народы. Среди скандинавов, бриттов и германцев упоминаются и братья-славяне.
"В Скифии первым с запада живет племя гепидов(германские племена), окруженное великими и славными реками; на севере и северо-западе [по его области] протекает Тизия(Тиса); с юга же [эту область] отсекает сам великий Данубий(Дунай), а с востока Флютавзий (встречается только у Иордана); стремительный и полный
водоворотов, он, ярясь, катится в воды Истра. Между этими реками лежит Дакия(античная страна примерно на территории современной Румынии) которую, наподобие короны, ограждают скалистые Альпы. У левого их склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы (Висла), на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно различным родам и местностям, все же преимущественно они называются склавенами и антами.
Склавены живут от города Новиетуна (предположительно современный город Исакча в Румынии) и озера, именуемого Мурсианским (встречается только у Иордана), до Данастра, и на север — до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же — сильнейшие из обоих [племен] — распространяются от Данастра до Данапра(от Днестра до Днепра), там, где Понтийское море(Черное море) образует излучину; эти реки удалены одна от другой на расстояние многих переходов."
Вот так относительно понятно описал Иордан местонахождение склавенов и антов.
Далее мы видим славян при завоевании народов готским вождём Германарихом, которого Иордан сравнивает с Александром Македонским.
"После поражения герулов Германарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооруженных подступает. Эти [венеты], как мы уже рассказывали в начале нашего изложения, — именно при перечислении племен, — происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха."
Какая многозначительная реплика о свирепости славян во времена Иордана, то есть в Vl веке! Автор практически подтверждает правдивость свидетельств Прокопия Кесарийского о бесчинствах склавинов.
После смерти Германариха остроготы попали под власть гуннов. Амал Винитарий,вождь остроготов,потихоньку пытался уйти от зависимости:
"Подражая доблести деда своего Вультульфа, он,
хотя и был ниже Германариха по счастью и удачам, с горечью переносил подчинение гуннам. Понемногу освобождаясь из-под их власти и пробуя проявить свою силу, он двинул войско в пределы антов и, когда вступил туда, в первом сражении был побежден, но в дальнейшем стал действовать решительнее и распял короля их Божа с сыновьями его и с семьюдесятью старейшинами для устрашения,"
И снова загадка! Многие любители истории Руси "до Рюрика" связывают этого Божа со "временем Бусовым" из "Слова о полку Игореве".За эту версию высказывались Н. Г. Головин, Е. М. Огоновский, А.А.Шахматов, П. Н. Третьяков. Против—А.А. Васильев, О. В. Творогов.
А закончилось всё это тем, что гунны отомстили за своих соратников славян.
"Но с такой свободой повелевал он едва в течение одного года: [этого положения] не потерпел Баламбер, король гуннов; он призвал к себе Гезимунда, сына великого Гуннимунда, который, помня о своей клятве и верности, подчинялся гуннам со значительной частью готов, и, возобновив с ним союз, повел войско на Винитария. Долго они бились; в первом и во втором сражениях победил Винитарий. Едва ли
кто в силах припомнить побоище, подобное тому, которое устроил Винитарий в войске гуннов! Но в третьем сражении, когда оба [противника]
приблизились один к другому, Баламбер, подкравшись к реке Эрак, пустил стрелу и, ранив Винитария в голову, убил его; затем он взял себе в жены племянницу его Вадамерку и с тех пор властвовал в мире над всем покоренным племенем готов, но однако
так, что готским племенем всегда управлял его собственный царек, хотя и [соответственно] решению гуннов. "
Но вот,собственно, и всё о славянах в "Гетике", но ещё много будет о славянах в произведениях других авторов. Будьте на связи. Встретимся. Лайки приветствуются. Подписывайтесь, чтобы узнать больше