«Кто ж его посадит? Он же памятник!», — одна из многих крылатых фраз, вложенных в уста киногероя в исполнении Савелия Крамарова. Сколько таких ушло в свободное плавание по нашей необъятной стране! Ни одна партия в шахматы не обходится без знаменитой «Лошадью ходи, лошадью!». Однако сам артист совсем не походил ни на одного из своих персонажей, и судьба его, смешившего народ, складывалась достаточно трагично.
Савелий родился в семье московского адвоката, которого вскоре арестовали как врага народа. Затем ненадолго выпустили и вновь осудили на поселение, где он покончил с собой.
Мать, работавшая на износ, тоже не выдержала такой нагрузки и умерла, когда сын был ещё подростком. Заботу о мальчике взяли на себя его дядья. Правда, заботой это назвать сложно. Кормили они его по очереди, но перед тем как поесть, Савелий выслушивал кучу унизительных нравоучений. Все оскорбления он сносил молча.
В школе Крамаров учился плохо и урокам предпочитал кино. На сеансы его бесплатно пускала соседка-билетёрша. Юноша восхищался игрой актёров, но стать хотел юристом, как и его отец.
Но с его биографией путь в серьёзные вузы был заказан, так что пришлось ему поступать в Лесотехнический институт. Параллельно Савелий занимался в студии при Центральном доме работников искусств, где познакомился со многими творческими людьми.
В частности, режиссёр и сценарист Алексей Салтыков вспомнил о забавном пареньке, когда снимал свой первый фильм «Ребята с нашего двора». Он предложил Крамарову роль хулигана. Тот согласился, а когда увидел себя на экране, зажёгся идеей стать артистом.
Не имея соответствующего образования, Савелий решился на авантюру: он разослал свои фотоснимки на все советские киностудии. И это предприятие увенчалось успехом: Крамаров снялся в картинах «Им было девятнадцать» и «Прощайте, голуби».
В последней ему также досталась роль хулигана. По словам Савелия Викторовича, ему трудно давался этот образ, ведь в реальной жизни он никогда не сталкивался с хулиганами, а если «подозрительный тип появлялся на одной стороне улицы», артист тут же переходил на другую.
Тем не менее Крамаров стал заложником своей внешности: бандиты, воры, хулиганы, люди недалёкие — вот его основное амплуа. Да и роли-то были второстепенные, а то и вовсе эпизоды. Однако именно они сделали Савелия Викторовича любимцем советской публики.
«Работать с Крамаровым было непросто, – вспоминает Олег Видов работу над съемками "Джентльмены удачи", – Тяжелее всего мне дался на съемках эпизод в такси, где я, будучи следователем, изображал водителя и полдня возил по городу в поисках пруда всю троицу: Косого, Доцента и Хмыря. Я ехал, стиснув зубы, и с трудом подавал реплики про мужика в пиджаке, памятник и дерево. Смотрел не на Саву, а прямо на дорогу, иначе умер бы со смеху».
Крамаров с концертами путешествовал по всему Советскому Союзу, и свои выступления, по воспоминаниям современников, часто начинал словами:
«Я играю хулиганов и дураков, начиная с полудурков, заканчивая полными, и вы меня за это любите!»
Слава, любовь зрителей — казалось бы, жизнь удалась. Но один из его родственников эмигрировал в Израиль. Крамарова перестали снимать, и на концертной деятельности поставили жирный крест. Он попытался выехать за границу, но ему отказали в выезде. И тогда артист пошёл на крайние меры: через ограду американского посольства он передал открытое письмо президенту Рональду Рейгану, которое назвал «Как артист артисту»:
«Уважаемый господин президент! Я не умираю с голоду, но не одним хлебом жив человек. Помогите мне обрести в вашей великой стране возможность работать по специальности. Моя нынешняя великая страна, видимо, помочь мне в этом вопросе не может».
Крамарова выпустили из Советского Союза. В октябре 1981-го он оказался в Лос-Анджелесе.
Но Голливуд, о котором он так мечтал, оказался для него пустышкой. Незначительные эпизоды в нескольких фильмах, где ему также отводились роли «человека без имени» и почти без слов. Несмотря на то, что картины эти были блокбастерами — «Красная жара», «Танго и Кэш», «Вооружены и опасны», — актёр терялся на фоне тех же Сталлоне, Шварценеггера, Рассела. Однако, он один единственный из всех эмигрантов состоял в Гильдии киноактеров.
«Чаплин написал в воспоминаниях о Сан-Франциско: здесь человек начинает чувствовать целебную силу оптимизма, соединенного с предприимчивостью. Возможно, за целебным оптимизмом и отправился сюда великий комик из России Савелий Крамаров, и остался здесь навсегда», – вспоминает русский актер Илья Волох.
Савелий Крамаров умер 6 июня в 1995 году после тяжёлой онкологической болезни в одной из клиник города Сан-Франциско. На его могиле стоит «гримёрный столик» с масками не сыгранных им героев, выполненный Михаилом Шемякиным и Вячеславом Бухаевым ...
Википедия:
Саве́лий Ви́кторович Кра́маров (13 октября 1934, Москва, РСФСР, СССР — 6 июня 1995, Сан-Франциско, штат Калифорния, США) — советский и американский актёр театра и кино, Заслуженный артист РСФСР (28 марта 1974).
ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ
- 1960 — Прощайте, голуби
- 1962 — Ход конём
- 1965 — Чрезвычайное поручение
- 1966 — Неуловимые мстители
- 1966 — Формула радуги
- 1966 — Чёрт с портфелем
- 1967 — Звёзды и солдаты
- 1968 — Трембита
- 1971 — 12 стульев
- 1975 — Афоня
- 1976 — 12 стульев
- 1978 — Живите в радости
- 1984 — Москва на Гудзоне
- 1988 — Красная жара
- 1993 — Настя
- 1994 — Любовная история