Найти тему
Князья и Капуста

Почему руководители не хотят использовать модель SMART, хотя часто проходили ее на тренингах?

Оглавление

Модель постановки цели SMART впервые была сформулирована и объяснена в 1965 году в работах немецкого миллионера, мецената и основателя Института мотивации успеха Пола Мейера.

«Успех – это постоянная реализация заранее определенных и правильно поставленных личных целей», – Пол Дж. Мейер.


Мнемоническая аббревиатура SMART помогает конкретизировать цель, сделать ее более точной и понятной, разделить на действия и необходимые задачи. Каждая буква означает определенное качество выбранной цели и способствует точному пониманию, что хотим получить в итоге.

С помощью модели можно ставить личные, профессиональные и командные цели
С помощью модели можно ставить личные, профессиональные и командные цели
Релевантность – это не только соответствие реальности, желаниям, потребностям и возможностям, но еще и взаимодействие со стратегической целью компании, соответствие и ускорение ее достижения.

Работает ли эта модель?

Да! Успешные руководители действительно применяют в своей работе методику SMART для точной постановки цели при решения стратегических задач.

Пример:

«Обеспечить конкурентное преимущество на рынке» – это неконкретная цель, в которой нет личной ответственности, процесса достижения или сроков исполнения. В этом случае есть риск не достигнуть желаемого, если не пересмотреть формулировки.

  • Нужна конкретика – какое именно конкурентное преимущество, по сравнению с кем, в каких товарах или услугах?
  • Измеримость - Как мы это сможем измерить, чтобы понять о достижении?
  • Достижимость – надо проверить, что цель можно достигнуть, что она не из разряда полета на Луну.
  • Релевантность - соотнесение с глобальными целями, как это повлияет на команду и компанию в целом? Для чего это делается?
  • Время на реализацию - в какой срок нужно обеспечить преимущество?

Ну и конечно важно определить что и кто будет делать для получения результата?

Ответьте на эти вопросы и получите лучший результат из возможных. Если вы пропустите любую из букв аббревиатуры, достичь цели будет трудно или невозможно.

Для любой цели важно продумать пошаговый план исполнения
Для любой цели важно продумать пошаговый план исполнения

Почему у руководителей плохое отношение к модели SMART?

Чаще всего бывает так, что руководитель прошел тренинг, изучил модель, понял как ее применять и начинает ее вставлять в каждое поручение вызывая отторжение подчиненных. Потому что не понял или прослушал, в каких ситуациях SMART целесообразно использовать, а в каких – нет.

  • Иногда модель просто не нужна. Проще и эффективнее дать задания специалистам в обычной форме, например: позвоните, напишите, соберите статистику, подготовьте презентацию. Для небольших и простых целей SMART не нужен.
Если руководитель четко понимает, чего нужно достичь и каким путем, а также четко донес до своих подчиненных свои пожелания по SMART, он с высокой вероятностью получит ожидаемый результат. В противном случае случится разочарование.

  • Если использовать SMART абсолютно везде и начать объяснять цель опытным сотрудникам по этой модели, пытаясь замотивировать или «разжевать» мелочи, у них наверняка возникнет отторжение и ощущение, что с руководителем что-то не так. Все что вы получите в этой ситуации – недоуменные взгляды подчиненных в вашу сторону, а также перешептывания и насмешки за вашей спиной.
  • Не стоит углубляться в рассуждения о цели, если требуется получить небольшой точечный результат в другом департаменте, отделе или у стороннего специалиста. Достаточно просто обозначить ожидаемый результат.
Если не назначить ответственного за конкретные действия, то результата можно не дождаться
Если не назначить ответственного за конкретные действия, то результата можно не дождаться

Когда модель SMART необходима?

Есть несколько ситуаций, когда нельзя пренебрегать тщательной проработкой и постановкой цели для себя и коллектива.

  • Цель масштабная и новая, для ее достижения требуется работа всей команды. Например, увеличить прибыль на 30 % за год при взаимодействии с конкретными клиентами.
  • Руководитель выполняет роль наставника, помогает освоиться новичку, обучает претендента на более высокую должность. В этом случае необходимо проговаривать, что именно и в каком порядке нужно делать.
«Иди на второй этаж в отдел маркетинга, найди Николая Васильева, договорись с ним, чтоб наши материалы завтра до 10-00 отвезли на выставку и выложили у стенда №431. Лично встретишь материалы, проверишь по спецификации количество, чтобы наши продавцы имели материал для работы с клиентами на весь день. По итогу отчитаешься мне в 10:30».


Сотрудник быстрее разберется в ситуации, поймет, зачем делает те или иные действия, станет более самостоятельным.

  • Решать поставленную задачу придется совместно с другими департаментами или сторонними экспертами. Методика помогает четко обозначить зоны ответственности и избежать конфликтов во врем работы.
  • Босс ставит руководителю новую масштабную цель. Во время диалога с начальником мысленно пробегитесь по модели SMART. Вам сразу станут понятны возможность ее достижения, а также проблемы с нехваткой времени, ресурсов, компетенции, если они есть. В этом случае проговорите с боссом моменты, которые вас волнуют, чтобы не оказалось так, что задачу вы приняли, а она оказалась непосильной для вашей команды.

Вывод. Модель постановки цели SMART – это прекрасный инструмент, но использовать его нужно только там, где он действительно необходим. Подобно тому, как микроскоп логично применять для биологических исследований огурца, а не для изучения чистоты овоща перед нарезкой в салат.

Понравилась статья? Делитесь с друзьями, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал «Князья и Капуста» , чтобы не пропустить новые статьи!