«Я всегда был убежден, что мы не должны прекращать производство в Швейцарии, даже если мы параллельно развиваем производство в третьем мире. Потому что если мы прекратим производство и продадим, все что у нас есть, то в Швейцарии останутся только банки – а после этого мы превратимся в Саудовскую Аравию, которая очень богатая, но ей нечего предложить миру», - заявлял в июне 2010 года в интервью газете Financial Times Николас Г. Хайек, великий основатель Swatch Group и главный идеолог современного часового luxury.
Во многом благодаря его стараниям сохранить и развить часовое производство внутри страны сегодня таким престижем пользуется маркировка swiss made – она подтверждает, что, как минимум половина компонентов и финальная сборка часов была произведена в Швейцарии. А «вишенкой на торте» среди ценителей швейцарских часов является так называемый «мануфактурный механизм». В идеале надпись Manufacture гарантирует, что часы изготовлены не просто из швейцарских компонентов, а из деталей, произведенных конкретно на собственном производстве данной марки, и, естественно, собраны и протестированы там же.
Три довода за
Цена за такую гарантию сразу же возрастает в разы. Считается, что средняя стоимость самой базовой мануфактурной модели с автоматическим механизмом – в районе 6-10 тысяч долларов в зависимости от престижности бренда. Например, самые доступные из мануфактурных трехстрелочников в стальном корпусе без всяких наворотов (около 6000 долларов без налогов) – это Zenith Defy Classic, Cartier Cle de Cartier, Rolex Air-King, Montblanc 1858, Omega Seamaster AquaTera и самый демократичный – любимец всех европейских интеллектуалов Tudor (дочерний бренд Rolex), который в России официально не представлен. Хотя, надо признать, что почти 400 тысяч рублей за железяку, которая показывает только время – это много. Возникает вопрос: за что такие деньжищи?
Опытные коллекционеры тут же приведут минимум три аргумента в пользу мануфактурной механики. Во-первых, это эксклюзивно – за исключением Rolex большинство мануфактур выпускают всего несколько десятков тысяч часов в год, так что есть повод выделиться из толпы и надеяться на будущий рост цены часов. Во-вторых, аутентично – владелец точно знает, где и кем были произведены его часы. В-третьих, качественно – каждый механизм собирается более тщательно, чем при массовом производстве, также наличие собственных технологий позволяет что-то реально в механизме улучшить, например, увеличить запас хода.
Три довода против
На эти доводы можно в ответ привести три очевидных минуса мануфактурной механики, заставляющих серьезно сомневаться в оправданности такой инвестиции.
Первый – это вопрос места производства. Правда ли, что каждый калибр, называемый «мануфактурным» на самом деле таковым и является? Дело в том, что в современной Швейцарии проследить реальное происхождение механизма гораздо труднее, чем даже двадцать лет назад. Как раз потому, что производство росло огромными темпами, и появилось множество специализированных независимых подрядчиков, которые занимаются выпуском винтов, колес, рубиновых подшипников, а также стрелок и циферблатов. Многие новые мануфактуры просто вытачивают самостоятельно платину механизма и пару фирменных мостов, а все остальное заказывают у сторонних подрядчиков. При этом документация на все узлы принадлежит бренду – значит, механизм официально «мануфактурный». Как утверждает бывший глава Romain Jerome и Jaquet Droz Мануэль Эмш, сегодня успешной часовой компании вовсе не надо иметь собственной фабрики: достаточно иметь пухлую записную книжку с контактами всех нужных специалистов.
Так поступает, скажем, Максиммилиан Бюссер, основатель MB&F. У него нет своего ателье. На каждый новый проект он набирает команду «друзей» (Friends из названия марки), которые делают свою часть работы. Ну и, конечно, самый сложный вопрос мануфактурной механики – это главный орган часов, то есть спираль баланса. Крупнейшим поставщиком всей швейцарской промышленности является фабрика Nivarox, только единицы производят собственную спираль.
Второй минус – это ремонтопригодность мануфактурной механики. Та самая эксклюзивность деталей, сделанных самостоятельно или заказанных по особому эскизу, может означать, что этих деталей не окажется в обычном сервисе, если часы сломаются. Придется их как-то переправлять в Швейцарию на фабрику и долго ждать, пока починят. И хорошо еще, если мануфактура сама к этому моменту не закроется или не снимет калибр с производства. Именно поэтому, как ни парадоксально, многие демократичные бренды стараются делать свои механизмы максимально похожими по профилю на стандартный ЕТА лишь с небольшими улучшениями – например, в калибре Ball 7309 запас хода увеличен до 80 часов.
Наконец, третий минус – как раз отсутствие серийности. Когда автоматический механизм выпускается десятилетиями, как, например, ЕТА/Valjoux 7750, в нем давно изучены и вылечены все слабые места, это надежная безотказная рабочая лошадка. Что для бюджетной повседневной механики в самый раз.
Три совета тем, кто все-таки мечтает о мануфактурных часах:
- Обращать внимание на проверенные бренды с историческим собственным производством. Чем дольше механизм выпускается – тем выше у него репутация.
- Убедиться, чтобы все-таки маркировка «мануфактурная механика» была не единственным достоинством калибра. Чем он технически лучше массовых аналогов?
- Внимательно изучить гарантию, условия ремонта и сервиса часов. Бренд, который не поленился вложиться в собственную мануфактуру, не должен экономить и на обслуживании.