Люди, которые не получают деньги за свой труд, рассказали о мотивации и источниках дохода
Десять лет я работала по найму, занималась сбытом и маркетингом, с последнего места работы ушла в декрет. Уже в декрете я начала предпринимать попытки создать свое дело, но, к сожалению, мои идеи оказались не слишком успешными. Год на свои отложенные деньги я развивала косметический стартап — мы делали персонализированные кремы с учетом потребностей кожи, аллергии каждого человека и даже времени года. Но в итоге стартап не взлетел, и я начала искать партнеров с идеями хороших продуктов, которые я могла бы продавать. Так я познакомилась со Светланой, основательницей компании, производящей мармелад из дикой морской капусты. Как маркетолог, я сразу поняла, что это продукт, который может выстрелить, — это и сладость для детей, и перекус для зожников. Сейчас Светлана отвечает за сам продукт, а я — за его сбыт.
Мы поставили перед собой несколько промежуточных целей. Для начала нам нужно было понять, подходим ли друг другу по складу характера. Потом мы поставили себе цель — продать 10 тысяч банок нашего мармелада и решили, что тогда мы будем фиксировать доли и начнем начислять себе зарплаты. На запуск проекта и производство первой партии мармелада Светлана привлекла деньги на краудфандинговом сайте, мы получили средства от бизнес-ангелов, но пока платить себе нечем, все идет в дело. . Мой прогноз: это произойдет через полгода.
Вот уже семь лет я провожу около 20 учебных пар на программе профессиональной переподготовки журфака МГУ — и делаю это бесплатно. За аналогичную работу в бизнес-школах я получаю деньги, но журфак — моя альма-матер, поэтому тут на первый план выходят другие причины. При этом у меня есть доход от основной работы — я сооснователь и партнер коммуникационного агентства, а еще недавно занималась маркетинговыми коммуникациями в девелопменте, банках и финтехе.
В 2010 году на журфаке я сама защищала диплом на тему «Практика организации массового мероприятия. От пиара до еды». На тот момент я уже пять лет работала в ивент-агентстве, потому диплом получился полезным, а защита — эмоциональной. Профессор Владимир Маркович Горохов, который слушал всех дипломников, порекомендовал мне делиться своим опытом.
Тогда этот совет я забыла и вспомнила только через два года. Я связалась с кафедрой и сказала, что созрела и могу рассказать о том, как организовывать мероприятия для журналистов. Мне дали провести две пары, к которым я готовилась месяц. Постепенно я увеличивала количество тем и пар. Последний раз я поэкспериментировала и сделала мини-курс из 20 пар про современные коммуникации, но не про теорию, а именно практические кейсы. Судя по отзывам, студенты-слушатели остались довольны.
Сейчас на подготовку одной пары у меня уходит примерно день, обычно это мой выходной. Я собираю опыт как собственный, так и моих коллег, которых заранее мучаю вопросами и просьбами рассказать об интересных случаях, и на основе всей информации делаю презентацию. Еще я приглашаю на лекции коллег — журналистов, PR-менеджеров, специалистов по внутренним коммуникациям, комьюнити-менеджеров, маркетинг-директоров. Так гораздо полезнее и интереснее для студентов. Хотя я и не получаю в МГУ денег, я чувствую себя молодцом: я же бесплатно поделилась своими знаниями. А еще на журфаке можно познакомиться с интересными людьми и сделать селфи на знаменитой лестнице с портретом Михаила Васильевича Ломоносова.