Порой бывает так, что ребенка охватывает неожиданный и необъяснимый страх перед школой, возникающий обычно после многодневной болезни или какой-либо неприятности, случившейся в школе. Сам ребенок не может объяснить, чем вызван этот страх, а исследования специалистов показывают, что его настоящая причина бывает связана, как правило, отнюдь не с самой школой.
Оказывается, в этом возрасте ребенка беспокоит неосознанное чувство вины перед матерью за переживаемые по отношению к ней настроения антагонизма, причем сознание вины обостряется и ярко проявляется в период болезни и пребывания дома.
Если ребенку позволить оставаться дома и после болезни, то его страх перед школой только усилится из-за боязни насмешек со стороны одноклассников, успевших от него отвыкнуть, и упреков учителя, вызванных отставанием в учебе.
Поэтому родители должны настоять на немедленной отправке ребенка в школу, как только он выздоровеет, не слушая его жалоб на якобы оставшуюся слабость и просьб «сходить еще разок показаться врачу» (если, конечно, в этом на самом деле нет ни. какой необходимости).
Если «боязнь школы» затягивается, родителям придется обращаться за консультацией к специалистам: психологу или детскому врачу, чтобы не допустить осложнений.
Плохой аппетит
Потерей аппетита часто страдают дети младших классов, особенно в первые недели учебного года. Впечатлительный ребенок бывает так занят мыслями о предстоящей встрече с шумными задиристыми одноклассниками и строгим учителем, что забывает о еде.
Дело доходит до рвоты по пути в школу, если мать заставит его позавтракать против желания, и это добавляет ему неприятных переживаний.
Лучший способ справиться с таким расстройством: дать ребенку возможность поесть самому и в одиночестве, ограничив завтрак стаканом молока или сока, если он не в состоянии съесть что-то еще. Если он и от этого откажется, придется отпустить его в школу с пустым желудком, это, конечно, не лучший способ начать трудовой день, но по крайней мере даст ему возможность расслабиться и в следующий раз проявить за завтраком лучший аппетит.
Обычно он все равно наверстывает упущенное позже, в обед или за ужином, а через некоторое время, привыкнув к одноклассникам и к учителям, начинает с аппетитом есть и по утрам. Чтобы робкий ребенок быстрее привык к школе, матери имеет смысл поговорить с учителем и объяснить ему возникшие трудности, тогда учитель постарается обращаться с ребенком помягче и поможет ему найти свое достойное место среди одноклассников, поручая выполнение работ, в которых лучше проявляются его способности.
Родители и учитель
Родители легко находят общий язык с учителем, ребенок учится успешно и учитель им вполне доволен, если же учеба не ладится, то и отношения становятся более сложными.
Здесь нужно помнить, что и родители, и учитель какими бы умными и воспитанными они ни были. Это значит, что каждый из них считает себя компетентным в своей области, каждый имеет свое самолюбие и каждый помнит о своих правах в отношении ребенка, т.е полагает про себя (более или менее обоснованно), что для ребенка было бы лучше, если бы другая сторона обращалась с ним несколько по иному.
Родителям полезно сразу же уяснить себе, что учитель так же чувствителен и восприимчив к замечаниям, как и они, и что им лучше поддерживать с ним отношения дружбы и сотрудничества, чтобы общими усилиями позаботиться о ребенке.
Некоторые родители стесняются говорить с учителем, забывая, что и учитель часто тоже побаивается родителей. Главная задача родителей: дать учителю ясную картину прошлого ребенка, рассказать о его интересах, о его способностях и слабостях, чтобы учитель мог использовать все эти сведения при обучении и воспитании ребенка.
Не мешает поблагодарить учителя за те уроки, которые особенно нравятся ребенку.