Найти тему
Интересная техника

Атомный советский самолет чуть не стал реальностью

Советский М-50
Советский М-50

С появлением ядерной бомбы США и СССР получили возможность всего несколькими точечными ударами по промышленным центрам противника выиграть будущую войну. Останавливало сверхдержавы лишь то, что наиболее важные объекты как правило располагались в глубине территории противника и были практически недосягаемы для обычных средств доставки - бомбардировщиков времен Второй мировой.

Стратегический бомбардировщик М-50
Стратегический бомбардировщик М-50

У американцев с этим дело обстояло несколько лучше - обложив территорию СССР военными базами в Европе, они могли использовать машины с дальностью действия всего несколько тысяч километров, в то время как для Советского Союза необходим был бомбардировщик с дальностью не менее 16 тыс. км. Более того, для поражения удаленных целей на территории США с возможностью обхода зон ПВО противника требовался самолет с дальностью 25 тыс. км.

Ни созданный в 1952 году Ту-95, ни тем более сверхзвуковой М-50 не могли обеспечить требуемую дальность полета, поэтому перед руководством страны встал вопрос создания сверхзвукового и сверхдальнего бомбардировщика с ядерной силовой установкой. ОКБ Туполева в этой связи было поручено создать летающую атомную лабораторию, а ОКБ Мясищева - разработать проект атомного бомбардировщика на основе существующего сверхзвукового М-50.

Экспериментальный атомный М-60
Экспериментальный атомный М-60

Проект получил название М-60. Дальность самолета должна была составить 25 000 км, крейсерская скорость - более 3 000 км, высота полета - около 20 000 км. Традиционной кабины экипажа в самолете Мясищева не было - она не могла защитить пилотов от радиации, поэтому экипаж, состоящий всего из двух человек, должен был располагаться в герметичной свинцовой капсуле весом более 60 тонн. Всего же взлетный вес машины составлял 250 тонн.

Визуальный обзор из кабины отсутствовал, поэтому для наблюдения за обстановкой летчики должны были использовать специальный перископ. Кроме того, кабина пилотов оборудовалась телевизионными и радиолокационными экранами. Взлетать и садиться на 250-тонном бомбардировщике, используя перископ,было невозможно, поэтому взлет, заход на цель, возвращение и посадка должны были осуществляться в полностью автоматическом режиме (еще за 30 лет до появления «Бурана»).

При работе турбореактивных двигателей с атомным реактором выделялось мощное радиационное излучение, вследствие чего вся конструкция самолета активировалась. Остаточное излучение было настолько мощным, что даже подойти к машине без применения специальных защитных мер можно было лишь через два года.

Атомный двигатель
Атомный двигатель

Вследствие этого все наземное обслуживание - заправка, доставка экипажа и т. д. были максимально автоматизированы. Двигатели на бомбардировщик должны были храниться в специальных отстойниках, а монтироваться на самолет - непосредственно перед вылетом. Понятно, что все сопутствующие проблемы, особенно связанные с сильным радиационным загрязнением, решить не удалось, поэтому М-60 так никогда и не взлетел, хотя предпосылки к этому имелись.