Найти тему

ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВ О ПОКЛОНАХ В ХРАМЕ


При всяком богослужении:
следует творить следующие крестные знамения без поклонов, крестные знамения с поясными поклонами и крестные знамения с земными поклонами:
— при начальном возгласе каждой службы - 3 поясных поклона;
— на всяком Трисвятом; «Приидите, поклонимся...»; «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», - 3 поклона;
исключения: а) в первой части утрени, до шестопсалмия, полагаются только крестные знамения без поклонов;
б) на Аллилуиа (трижды), во время кафисм в воскресенье и праздничные дни поклоны оставляются;
— на «Отче наш...» (в начале) - поклон;
— в конце «Достойно есть...» (или Задостойника) — поклон;
— при пении, чтении тропарей, кондаков, стихир, когда слова выражают поклонение, надо творить поклон;
— на каждом прошении за всеми ектениями — по поклону;
— на каждом иерейском возгласе - по поклону.

Во время всенощного бдения:
- в начале шестопсалмия, при троекратном «Слава в вышних Богу» — 3 крестных знамения (без поклонов!);
- в середине шестопсалмия, при троекратном «Аллилуиа» — 3 крестных знамения (без поклонов!);
- во время полиелея, при первом и последнем величании (которые поются священнослужителями на середине храма) - по земному поклону;
- на «Слава Тебе Господи...» перед чтением Евангелия и после чтения - по поклону;
- перед целованием Св. Евангелия или св. иконы - 2 поклона;
- после целования — 1 поклон;
- на каноне, при всех припевах всех девяти песен — по поклону;
- на «Величит душа моя Господа», в конце каждой «Честнейшей» — по поклону;
- на «Слава Тебе, показавшему нам свет» перед великим славословием - поклон;
- После великого славословия на Трисвятом - 3 поклона.

Во время литургии:
- за всеми ектениями на всех прошениях — по поклону;
исключение: на прошениях, предназначенных для молитвы оглашенных, как то: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» и «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните» поклон творить не следует;
- на всех иерейских возгласах - по поклону;
- после малого входа, во время пения «Приидите, поклонимся» — поклон;
- на возгласе «Яко Свят еси, Боже наш» — крестное знамение без поклона;
- на «Господи, спаси благочестивыя» - поклон;
- на возглас диакона «И во веки веков» - поклон без крестного знамения;
- на Трисвятом — 3 поклона;
- на «Слава Тебе, Господи...» перед чтением Евангелия и после него — по поклону;
- при великом входе, когда священник возглашает «Вас и всех православных христиан» - поклон без крестного знамения;
- по окончании Херувимской песни, во время пения «Аллилуиа» - 3 поклона;
- в начале Символа веры - крестное знамение без поклона;
- в конце Символа веры, на «...чаю воскресения мертвых...» - поклон;
- на «Милости мира», на каждом возгласе диакона или священника - поясной поклон;
- на возгласе «Благодарим Господа», при пении «Достойно и праведно есть покланятися...» - земной поклон;
- при Господних словах: «Приимите, ядите...» и «Пиите от нея вси...» — по глубокому поясному поклону;
- по освящении Св. Даров (т.е перед пением «Достойно есть» или Задостойника) — земной поклон;
- после «Достойно есть» или Задостойника — поклон;
- на «Отче наш», в начале — земной поклон;
- на «Отче наш» в конце (при словах «...избави нас от лукаваго») — поклон;
- на возгласе «Святая святым» - 3 поклона или земной поклон;
- при первом явлении Св. Даров, на возгласе «Со страхом Божиим...» — земной поклон;
- после чтения молитвы ко Причастию «Верую Господи и исповедую...», все причастники, прежде того как подойти к Св. Чаше, - земной поклон, а непричащающиеся — поясной;
- при втором явлении Св. Даров, на возгласе «Всегда, ныне и присно...» все непричащавшиеся - земной поклон, а причащавшиеся — поясной;
- при чтении заамвонной молитвы стоять с преклоненной головой.
Кроме этих поклонов существуют еще и следующие:
- при возгласах «Мир всем» или «Благодать Господа нашего Иисуса Христа...», когда священник благословляет народ, — преклонить голову, без крестного знамения;
- при отпусте без Креста - преклонить голову, без крестного знамения;
- при чтении Евангелия - стоять с преклоненной головой;
- при каждении - отвечать кадящему поклоном, без крестного знамения;
- при возгласе «Главы ваша Господеви приклоните»
- преклонить голову;
- при отпусте с Крестом - поклон с крестным знамением;
- при осенений молящихся Крестом, Евангелием, иконой или Чашей — поклон с крестным знамением;
- при осенений молящихся свечами или рукою - поклон без крестного знамения.
При выходе из храма читаются те же молитвы, что и при входе, и также творятся 3 поклона с обычною молитвою.
Когда православный христианин желает получить благословение священника (или епископа), он подходит к священнику (епископу), преклоняет голову, складывает руки ладонями вверх, правая на левую, и произносит: «Благослови, отче (Владыко) святый». И затем, получив благословение, лобзает десницу благословлявшего. Креститься при получении благословения не следует.
Нельзя просить благословения у священника, совершающего каждение, т.к. в это время он совершает священнодействие, а прерывать священнодействие без особой важной причины нельзя.
Во время богослужения нельзя прикладываться к иконам, это надо делать или до службы, или после нее.
Во время богослужения нельзя занимать места, предназначенные для священнодействия — солею, амвон, пространство между амвоном и аналоем с праздничной иконой и, во время литии и полиелея, пространство от аналоя с праздничной иконой до церковного притвора, т.к. можно помешать совершению уставного богослужения.