Найти в Дзене
Александр Балтин

Открытое письмо

Зульфикаров написал письмо шведскому королю.

Открытое.

…в котором всячески выказывая беспокойство о русской культуре, утесняемой в плане Нобелевских премий, и демонстрируя якобы заботу о состояние литературного искусства в наши дни, выпрашивает премию себе.

Пресловутую.

Говорит, что он по политическим взглядам близок к монархизму, называет президентов шутами на троне (будто таковыми не бывают короли!)…Заявляет, как бы мечтал пожать руку шведскому монарху…

Впечатление – омерзительное.

Старый (83 года) человек, имеющий достаточно литературных наград (все они скрупулёзно перечислены в конце письма), словесно юлит и клянчит премию, которую якобы совершенно не уважает из-за непонятных пристрастий шведских академиков и туманных формулировок, определяющих творчество лауреатов.

Отзываясь презрительно о многих, премию получивших, он сравнивает себя с Данте… Непонятно, зачем же писателю такого полёта попадать в компанию невесть с кем?

Справедливости (якобы) ради он называет несколько имён русских писателей, премии по его мнению достойных - но создаётся впечатление, что названы они второпях, просто так, и интересуют Зульфикарова постольку, поскольку просто написать: Дайте премию мне! Было бы не скромно.

(Ко всему прочему демонстрирует недостатки литературного вкуса: ибо если человек считает Личутина и Проханова большими писателями, ему уже ничем не поможешь).

Письмо это – помимо стандартных и никому не интересных упрёков шведским академикам, демонстрирует странный психологический феномен, когда не явное душевное уродство: полыхание чудовищных амбиций в старом человеке-писателе, тщившимся всю жизнь казаться дервишем.

Излишне цветистая, изобилующая ненужными повторами проза Зульфикарова, из которой любой бы менее тщеславный, или более трудолюбивый писатель вычеркнул бы половину, прежде, чем публиковать, вероятно, имеет своих поклонников – хотя сложно представить, чтобы даже самый ярые из них сочли его равным Данте; при этом давяще-неоправданное самомнение Зульфикарова производит отталкивающее впечатление.

Если ты и впрямь так велик, существуй по формуле: Ты царь – живи один.

Если мечтаешь о Нобелевской премии, договаривайся о ней, используя связи и возможности, коли нет их – ищи и нарабатывай, а не охаивай победителей, ставя себя в положение Моськи, и не выклянчивай то, что не уважаешь.

Если тщился примерять на себя одежды дервиша – смиряй гордыню.

Стыдно и мерзко читать сие послание: в сущности, песнь воспалённого тщеславия.

А самого Зульфикарова читать больше точно не хочется.