Найти тему
Гипермышление

Пять тезисов Судьи КС Константина Арановского

Судья имеет право судить
Судья имеет право судить

Не так давно Судья Конституционного суда (КС) РФ Константин Арановский высказался по поводу образования в России и прошелся по системе, изменениям, дипломам и профессионализму выпускников.

Тезис 1. Судья КС отмечает переизбыток реформ в последнее время привел к падению качества "образовательного продукта". Дипломы большинства вузов и колледжей перестали гарантировать профессионализм их обладателей.

Наконец таки хоть один здравомыслящий человек нашелся в системе, который заметил этот бардак! Поделюсь своим наблюдением, каждый год-два меняются учебные планы. Доходит до идиотизма, на потоке в 4 года обучения одновременно действуют три учебных плана. Но главное, что написать можно что угодно, а поставить программу "на крыло", чтобы отладить и только что-то добавил, усовершенствовал, привык к новой логике процесса, как БАЦ, снова переделывайте и пересобирайте.
И это не маразм, это шизофрения, когда уже забыли, что он хотели в первый раз.

Тезис 2. Арановский К. считает, что ресурсы идут на все эти бессмысленные изменения ради изменений, мимо науки и зарплаты преподавателей. Судья отмечает, что низкий (!) размер зарплаты сказывается не только на качестве обучения, но и на «благополучии и достоинстве» преподавателей.

Это вообще отдельная песня. Университет платит преподавателям зарплату, которой хватает только оплатить детский сад. "Вы этого достойны!" Конечно профессионалы всегда работают и выкладываются на 100%, но их не много. Все цифры отчетности корректирует умение обращаться со статистикой - "средней зарплатой", и если она у администрации под миллион, то в среднем мы получаем по 100 т.р.

Тезис 3. Арановский объясняет, что чаще всего преподавателям необходимо «воспитать в себе навыки и умения писать резюме и заявки», а также сражаться с коллегами за рейтинг и формировать индексы цитирования.

Не надо рассказывать про цитирование читателям Дзена. Популярность набирают темы "близкие к народу", а тематика с передового края науки не может быть популярной. Еще один момент - это характер публикаций, проведение эксперимента дорогое и долгоиграющее мероприятие, тогда как компиляция известного и наукообразие могут породить споры и дискуссии, а с ними и цитирование. Но главное, что наукометрия автоматизация публикации убила экспертную оценку и живую научную дискуссию. Вывела их через редакторский фильтр на страницы журналов.

Тезис 4. «В такой обстановке ценят не преподавание и не учебу, а учебно-методические комплексы, которые нужны не студентам и педагогам, а службам, чтобы те хорошо себя чувствовали и оставались при важном деле на выгодных позициях».

Когда я начинал преподавать, то я перед курсом готовил учебный план на (1 стр.) с темами занятий, оценками, литературой. И этот лист я раздавал студентам, он был как программа, обязательства и регламентировал отношения "преподаватель-студент". Но пару лет назад у меня было откровение, так как последние лет десять мы пишем по 10-30 страниц, учебно-методические комплексы (УМК). отдаем нашим бюрократам. И вот оказывается, что эти программы в 30 страниц естественно не доходят до студентов. А бюрократия их получает, но для себя, для того, чтобы отправить наверх. И нет даже в мыслях показать "клиентам" - студентам. И это в XXI веке!

Тезис 5. По словам Арановского К., учебные заведения должны быть независимы от власти и иметь полную автономию. «Если считать, что российские вузы к ней не способны, то нереальны и расчеты на хорошее образование и на дипломы, разумеется».

Золотые слова! Только автономность и независимость может дать надежду на возрождение социальных наук, построение гражданского общества и нормализацию экономических отношений. А пока государство заказывает музыку оно и танцует результаты научных исследований. В результате мы имеем то, что имеем.

Этот же момент обсуждали на РБК, спросили пару ректора и профессора и они как один отреклись от свободы и независимости (Карл, ты это слышал!), и сослались на ВУЗы, которые имитируют обучение, и которых никто не будет контролировать. Странно, такие "вузы" как раз и возникли в результате тотального (формального) контроля сверху. И в этом же году один частный вуз (ИГУМО) в Москве лишили права выдавать государственный диплом из-за того, что неправильно была оформлена практика на 3-м курсе. Для справки студенты ИГУМО делают собственные проекты с 1-го года обучения. Организуют и проводят выставки современного искусства. Это один из трех вузов в Москве, где обучают искусству фотографии как профессии.

-2

Ну и напоследок:

Не бывает дыма без огня. Странно, что это заявление делает Судья КС, а не какой нибудь заслуженный профессор или известный ученый. Интересно, почему это сделано сейчас. Следует ли это рассматривать как сигнал к новому витку изменений системы образования, и опять новые планы и т.п. Не станет ли это поводом подтолкнуть систему образования еще ближе к цифровой пропасти, за которой останутся только work(world)skills...