Ирина Анатолиевна, молодой специалист:
«Я пришла в школу и сразу стала читать свой предмет, а это история, у старшеклассников. Ох и намучилась. Мало того, что страх перекрывал возможность говорить, забыла все что знала. И от неуверенности стала общаться с ними на их языке о моде, музыке, красоте современной жизни. Пошла у них на поводу. Если можно так сказать, стала их подружкой.
Потом мне было сложно, пришлось несколько месяцев учиться правильно распределять роли ».
Молодые учителя стремятся реализовать себя в профессии, но при этом недостаточно реалистично относятся к ученикам, их родителям, к школе, самим себе.
И хотя они кажутся независимыми, каждого волнует проблема: Смогу ли я работать в школе? Или у меня получится?
Однако не всем хочется брать на себя ответственность за происходящее, переживать трудности и невзгоды повседневной жизни. Как примет таких разных учителей школа?
Взаимоотношения в коллективе, которые уже сложились, имеют формальную и неформальную структуры, своих лидеров, часто приводят молодых людей к изоляции.
Большую роль играет терпимое, лояльное отношение коллег к учителю, его контакты с единомышленниками.
Общение молодых учителей с учениками действительно носит более партнерский характер.
Молодые специалисты искренне и внимательно относятся к проблемам детей. А ученикам, легче рассказать им о том, что их волнует.
Молодой учитель раскрыт для участия в жизни ученика, хотя это часто вызывает негативные последствия. Ведь он еще не имеет достаточной мудрости и такта.
Искренняя внимательность чрезвычайно высоко ценится учениками. Воспитателей и воспитанников сближают проблемы молодёжной культуры: музыка, одежда, вкусы.
Но если взгляды не совпадают, молодой учитель проявляет меньшее стремление к компромиссу, чем опытные учителя. Он может быть непримиримым и жестоким. Поэтому контрастность - одна из основных характеристик молодых людей.
Этап вхождения в новую деятельность, характеризуется высоким эмоциональным напряжением молодого специалиста, требует концентрации всех внутренних сил. Ошибки и неудачи вызывают огорчение, а иногда и разочарование. В то же время радость от первых успехов живет в памяти ярко и живо, окрыляет и вселяет уверенность.
Первые шаги ставят перед молодым учителем целый ряд проблем:
Как добиться взаимопонимания с учениками?
Как завоевать прочный авторитет в глазах учеников?
Что значит найти свое место в новом, таком пока еще чужом коллективе?
А на сколько еще других вопросов нужно будет ответить...
Вот что такое начало взрослой жизни.
Одна из главных проблем - подготовка к урокам, на которую идет большая часть сил.
Ещё трудно дается конструирование урока, выбор методических приёмов.
На этом этапе учитель нередко видит не весь класс, а лишь отдельных учеников.
Не всегда им учитываются возможности учеников и урок получается чрезмерно перегруженным