Августин до конца 1 тысячелетия оставался непререкаемым авторитетом для осмысления социальной проблематики в западно-христианской философии. С XII в. в Европе начинает осознаваться явное противоречие между пацифистскими установлениями Святого Писания и переполненной насилием и конфликтами действительностью. В международно-правовой области это противоречие нашло свое отражение в т. н. «Декрете Грациана», в котором ставились следующие вопросы: является ли война грехом? что значит справедливая война? можно ли помогать союзникам в отражении несправедливости? могут ли участвовать в войне прелаты? и т. д. Однозначный отрицательный ответ, предлагаемый в Новом Завете в «Декрете Грациана» является моральной нормой. В юридическом же смысле конфликтов полностью избежать нельзя. При этом справедливыми считаются те из них, которые ставят своей целью изгнание или уничтожение еретиков. В XIII в. усиление светской власти в Европе заставило церковно-интеллектуальную элиту обратиться к вопросам правосу