Недавно корифеи психологии и педагогики выступали на Гайдаровском форуме. Речь вообще шла о лидерах, какими они должны быть, как из воспитывать и т.п.
Меня поразила речь Асмолова А. Г.,а и также некоторые высказывания Черниговской Т. В. , точка зрения которой мне всегда была близка.
В двух словах Асмолов предлагает нам бросить все нынешнее образование в топку, а Черниговская поощрять в детях нестандартность, строптивость, непохожесть. (Мол, именно так можно воспитать настоящего лидера.)
Все потому, что мы не знаем, как устроен наш мозг, наше сознание, нам это все равно не понять, так что и пытаться не стоит.
Обучение должно носить предикативный (то есть не имеющий алгоритмов) характер, но при этом мы должны не потерять человека, т.е учителя. А самый лучший учитель тот, кто будет видеть в своих учениках словами Л. С. Выготского зону ближайшего развития.
А школа должна готовить ребенка, подростка к переменам, причем на физическом уровне. Финны уже активно перестраивают свои школы. Делают их цветными, причудливых форм, с меняющимися пространствами, разными учителями, интернет технологиями.
Но онлайн образование не должно заменить учителя. Потому что кто захочет лечиться у врача, который получал диплом, благодаря роликам на youtube?
Поразило же меня вот что: насколько колоссальная разница в том, какой школа должна быть, и в том, каково ее реальное состояние. Это вообще две разные вселенные. Чтобы школе дойти хотя бы до состояния "фгос уровень" (я имею в виду личностно-ориентированное обучение, системно-деятельностный подход, УУД, компетенции) нужны принципиально другие учителя.
Сейчас хотят получить что-то вроде технологически подкованного молодого педагога с советской прочной строго научной базой знаний, но с digital mind. Это утопия, вы же понимаете. Но даже и такой учитель утратит актуальность через 10 лет. Там в будущем нужен будет высококлассный спец с обостренной педагогической чуткостью, умеющий в считанные секунды перестроить процесс обучения (уроков уже и не будет) в зависимости от изменения индивидуальной познавательной траектории ученика. И это будет, вопреки чаяниям Черниговской, цифровая технология, которая будет не только подстраиваться под интересы и способности ученика, но и сама моделировать новые познавательные реальности.
А учителя, дискредитировавшие себя постоянными жалобами на нагрузку, детей, которых невозможно учить, кучу ненужных бумаг и нищенскую зарплату, подадутся было в репетиторство,но и там продержатся недолго. Во-первых, потому что в таком количестве репетиторы простотне нужны, а во-вторых потому, что социум перестанет выдавать заказ на сотню профессий, для которых нужно было учиться. Кассиров, уборщиков, сторожей, охранников и весь "полуквалифицированный труд э" заменят цифровые технологии.
Как и на что жить будут эти миллионы людей, оставшиеся без работы, я ума не приложу. Наверно, уже изобретут дешевую химическую еду, а зрелищ в смартфоне уже сейчас хватит на 300 лет непрерывного просмотра. Страшно думать о таком будущем, но мы неумолимо к нему приближаемся.