Детский фильм, напугавший взрослых цензоров
Даже Хрущев, просматривая на даче фильм Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», хохотал как ребенок. Увы, большинства из тех, кто помнит, как проходили его съемки, уже нет в живых. Но нам все-таки удалось узнать подробности той далекой киноэкспедиции 1963 года.
Какой из Пуговкина начальник лагеря?
Фильм был дипломной работой Элема Климова и одновременно первой главной ролью Евгения Евстигнеева (начальник лагеря). Климов увидел его на спектакле в «Современнике», но худсовет не хотел утверждать актера на роль. На замену подыскали Леонида Куравлева, но тот оказался занят на других съемках. Тогда решили попробовать Михаила Пуговкина. Услышав об этом, Климов сказал, что отказывается работать. Из уст студента ВГИКа это звучало неслыханной наглостью. Но Евстигнеева решили оставить.
Евстигнеев научил детей играть в карты
Евстигнеев «научил плохому» ребят, снимавшихся в картине. Пионеры, которые играли в карты для кадра лишь «понарошку», освоили «очко» и другие взрослые игры по-настоящему. При этом у нескольких членов съемочной группы неожиданно стала пропадать зубная паста. Евстигнеев знал почему, но стоически молчал. Оказалось, пасту таскал один из ребят — Слава Царёв. (Он все время ходит в фильме с сачком и спрашивает: «А чой-то вы здесь делаете, а?») Слава к тому времени уже курил и взял запас сигарет с собой. А чтобы отбить запах табака и не выдать себя перед взрослыми, он постоянно выдавливал в рот ядрено пахнущую мятой пасту.
Но самым главным любимцем детей на съемках был огромный Алексей Смирнов, сыгравший завхоза. В перерывах мальчишки и девчонки буквально облепляли его со всех сторон. Он не только подсказывал ребятам, как работать, но и постоянно играл с ними в игры, вырезал всем фигурки из дерева. Ему дети поверяли свои сердечные тайны. Для Смирнова это были месяцы счастья — своих детей у него не было.
Герой с профилем Гоголя
Роли Славы Царёва в первоначальном сценарии не было. Появилась она после того, как Климов увидел в троллейбусе смешного мальчишку. Он был с улыбкой до ушей и с такой необычной физиономией, что Элем не мог не взять его в картину. Оказалось, Слава жил недалеко от «Мосфильма» и ехал в троллейбусе к себе домой после купания в речке. Режиссер с ним познакомился и пригласил работать. Для Царёва в сценарии и возник сквозной герой с сачком, постоянно ко всем пристающий со своим коронным вопросом. Его назвали «мальчик с профилем Гоголя».
Судьба талантливого Славы сложилась трагически. После картины Климова он снялся у Тарковского в фильме «Страсти по Андрею». Окончил школу, отслужил три года на флоте, женился, через пять лет развелся. От одиночества и неприкаянности стал пить. Работал грузчиком в винном магазине, уборщиком в подмосковной психбольнице, продавцом мороженого, сторожем, дворником. Умер от инсульта в 2006 году, не приходя в сознание. А в декабре 2012 года на общественные средства на могиле Царёва был установлен памятник — черная каменная стела с фотографией из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и знаменитой репликой его героя «А чой-то вы тут делаете, а?»
Молодые годы «неуловимого мстителя»
Главный герой комедии Костя Иночкин был найден Климовым в одной из школ рядом с «Мосфильмом». Мальчик Витя Косых вообще не умел плавать, хотя первым требованием для картины был именно этот навык. Но он пошел «на кастинг», прочитал режиссеру стихи и почему-то понравился. Поначалу его утвердили на роль друга главного героя — Марата. Витя расстроился — по сценарию пришлось бы лезть в заросли крапивы. Став Иночкиным, актер радовался тому, что обжигать ноги и попу не придется.
После картины Климова Витя продолжил карьеру и стал одним из «неуловимых мстителей» — Данькой. Главную роль он сыграл также в известном фильме «Звонят, откройте дверь». Потом закончил ВГИК и продолжал сниматься уже во взрослом кино. Но такого успеха, как в юности, не имел. Последний раз он появился на экране в эпизодической роли в картине «Найди меня» в 2010 году. А через год Виктора Косых не стало.
Пропавший скульптор
Персонаж «Физрук» (его сыграл Илья Рутберг) сильно пострадал. Роль этого героя сократили по настоянию худсовета. Изначально он был скульптором, ваяющим свои творения в стиле модерн в сарайчике на территории лагеря по ночам. А днем парень занимался с ребятами. Пионеры с горнами — тоже его работа. Вот отчего они выглядели такими нестандартными, а сам физрук постоянно хотел спать.
Однако такой поворот сюжета цензорам не понравился. И ребята, пропадавшие в мастерской физрука по ночам за спорами о любви и искусстве, из фильма исчезли. А вместе с ними и параллельная линия про скульптора. На то было прямое указание ЦК. В итоге, почему физрук все время хочет спать, зрителям не понятно.
Дети пострадали за искусство
Чтобы выглядеть загорелыми в начале съемок, дети мазались специальной морилкой. По ночам они чесались — такой она была едкой. Картину снимали в двух местах. В пионерлагере «Орленок» в Туапсе и в пионерском лагере города Алексин Тульской области. Если в Алексине после отбоя все ребята спали как убитые и на площадке были энергичными, то на юге с утра выглядели усталыми и вялыми. Взрослые долго не могли понять, в чем дело. Пока один из мальчишек не проговорился Смирнову, что после отбоя они сбегают в горы и играют в казаки-разбойники. Элем Климов пришел в ужас: ведь любой из юных актеров мог сорваться вниз. Детям ночные игры строго-настрого запретили.
Но однажды ребята все-таки сильно пострадали за искусство. Для съемок финала фильма, где пионеры летят над речкой, Витю Косых и Славу Царёва подвесили на тонкой веревке к самому куполу павильона «Мосфильма». Для безопасности пропустили еще две стальные нити, которые впивались в тело. Эпизод снимали долго. В итоге стальная нить так врезалась в кожу, что у обоих мальчишек на ней остались кровавые полосы. Слава плакал навзрыд после окончания этого эпизода. Была еще одна неприятность у Вити: его Костя Иночкин в кадре с аппетитом ест суп из кастрюли, которую ему тайком принесли друзья. Дубль снимали 27 (!) раз. Витю от вида рассольника уже тошнило, но он героически продолжал работу. В одном из последних дублей школьника даже вырвало.
Антисоветчина в пионерлагере
Мало кто знает, что любимый миллионами зрителей фильм все время хотели закрыть. Партийным и комсомольским работникам в безобидной картине про жизнь в пионерском лагере мерещилась «антисоветчина». К примеру, в том, что на празднике урожая чествовали «царицу полей» кукурузу, все увидели намек на деятельность генсека Никиты Хрущева.
Находясь под дамокловым мечом цензуры, Климов работал в бешеном темпе. Он понимал: чем быстрее освоит бюджет, тем больше шансов закончить фильм. Раз в три дня режиссер стабильно интересовался, сколько денег потратила экспедиция. «Эх, маловато!» — постоянно сокрушался он. В итоге фильм закончили на полгода раньше. Сдавать картину Климов должен был в мае 1964 года. А завершили работу в предновогодние дни 1963‑го.
«Климов хоронит Хрущева»
Выпускать комедию на экраны никто не спешил. Еще одной причиной конфликта стал эпизод с воображаемыми похоронами бабушки. Над траурной процессией несут ее увеличенный портрет. На нем видно, что у бабушки редкие волосы, и цензоры Госкино решили, что она неуловимо похожа на Никиту Сергеевича. «Это хоронят Хрущева», — сделали вывод при просмотре. Скорее всего, лента так бы и легла на полку, если бы по настоянию режиссера Сергея Герасимова фильм не повезли самому генсеку на дачу. Он хохотал как ребенок. И сказал, что комедия очень смешная, надо показывать. Только после этого ее пустили в кинотеатрах на утренних сеансах.
Автор текста: Наталья Черных
Интересные факты
О чем кино
Главный нарушитель спокойствия в пионерском лагере — хулиган Костя Иночкин. Однажды он переплыл речку и погулял по «запрещенной» территории, познакомившись с местными ребятами. За это начальник лагеря товарищ Дынин изгнал Костю домой. Но мальчик решил не ехать в город на электричке, так как мысленно представил, что доведет свою бабушку этим до инфаркта. Потихоньку Костя пробрался назад в лагерь и спрятался под трибуной на центральной площади. Друзья не бросили Иночкина в беде: стали носить ему еду и навещать. Вслед за ними о беглеце узнали и взрослые: вожатые и добрый завхоз. Но они тоже не выдали пионера дирекции.
Однако над Иночкиным нависла беда: родительский день, на который непременно пожалует бабушка. Чтобы скрыть исключение из лагеря Кости, его решают нарядить в «царицу полей» кукурузу на костюмированном балу. Во время парада-карнавала масок в лагерь торжественно въезжает комбайн с Иночкиным в костюме. А все думают, что Кукуруза — племянница важного партийного функционера Митрофанова, поэтому и присуждают ей главный приз. Когда маску открывают, все видят, что в ней спрятан Костя, хохочут и бегут купаться. В финале бабушка обнимает внука и счастливо улыбается.
Крылатые фразы из фильма
«Тут зрители аплодируют, аплодируют… Кончили аплодировать!»
«Когда я был маленьким, у меня тоже была бабушка. Но за все эти годы я не смог огорчить ее до смерти. А он — смог!»
« Я инструментальный квартет освободил ото сна — пусть тренируются…»
«Ты, Митрофанова, такого дяди племянница, а вавилоны на голове устраиваешь!»
«Дети, помните: вы — хозяева лагеря. Вы! А от вас что требуется, друзья мои?» — «Дис-ци-пли-на!»
«Мы бодры, веселы…» — «Стоп, стоп! «Бодры» надо говорить бодрее. А «веселы» как?» — «Веселее!»
«Крапивой секлись, котлеты куда-то выносят… Может, побег готовят? Или еще что похуже…»
«Ты лучше ешь, ешь. Главное — на суп налегай. В жидкости вся сила!»
«Во всех отрядах привес, а твои на месте топчутся. А в других отрядах — что ни день, сто грамм, что ни день, сто грамм, а то и сто пятьдесят».
«А чой-то вы тут делаете, а? Кино-то уже кончилось!»
Добро пожаловать в Канны
В этом году фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» представлял Россию на 68‑м Каннском кинофестивале в программе Cannes Classics.
По просьбе дирекции фестиваля был отобран ряд фильмов 1960‑х годов, ранее не представленных на международных смотрах, но входящих в золотой советский кинофонд. Среди них «Июльский дождь» Марлена Хуциева, «До свидания, мальчики» Михаила Калика, «Девять дней одного года» Михаила Ромма, «Чистое небо» Григория Чухрая. Директор фестиваля Тьерри Фремо остановил свой выбор на комедии Климова.
Показ прошел при полном аншлаге. Солидная публика из разных стран живо реагировала на старую советскую комедию.
Тьерри Фремо отметил, что хотел бы регулярно видеть российские картины в программе Cannes Classics. В этом году Россия участвовала в этой программе впервые за последние 10 лет.
Учитывая, что российские картины не попали в 2015 году ни в одну из конкурсных программ, Россия была представлена только в классической секции.