Есть такие актеры, которых не все знают по имени, но достаточно увидеть кадр из фильма или фотографию - и тут же хлопаешь себя по лбу: "Ну да, конечно!" К числу таких принадлежит и Анатолий Адоскин. Далеко не каждый вспомнит его фамилию, зато все узнаЮт симпатичного, долговязого интеллигента из советских фильмов 50-80-х. Трогательный, мягкий, часто немного нелепый - персонажи Адоскина неизменно вызывали зрительскую симпатию и улыбку. К сожалению, знаковых ролей, достойных его таланта и человеческого обаяния, в кино он сыграл совсем немного.
Удачный дебют в первой версии "Двух капитанов" (1955) - Адоскина заметили, но этот же фильм предопределил его судьбу. Главные роли ему не играть - недостаточно "героичен" для героя, слишком интеллигентен для злодея. Увы, кино чаще всего использует актеров исходя из типажности, и рисковать неожиданными решениями готово очень редко. Так с самого начала определилось амплуа Адоскина - интеллигентный, умный актер эпизода и исполнитель ролей второго плана.
Вторая половина 50-х - съемки в популярных фильмах, таких как комедия "Она вас любит" и военная драма "Часы остановились в полночь". 60-е открываются участием в громком и исключительно успешном проекте - лирической комедии "Девчата". Конечно, солируют в фильме Надежда Румянцева и Николай Рыбников, но режиссеру Юрию Чулюкину удалось создать целую галерею ярких образов "второго плана". И среди них - забавный и трогательный персонаж Адоскина.
Еще одна знаковая роль 60-х - нелепый долговязый физкультурник, закоренелый холостяк из любимой комедии "Семь стариков и одна девушка". Адоскин не теряется в компании маститых артистов. Актерский ансамбль "Семи стариков" поражает гармоничностью и органикой всех исполнителей - и вместе, и по отдельности.
Очень жаль, что таких ролей, как в "Девчатах", "Семи стариках и одной девушки" или "Операции "Трест", в фильмографии Адоскина совсем немного. 70-80-е - эпизоды в известных фильмах вроде дилогии "Москва-Кассиопея"(1973) и "Отроки во вселенной" (1974), "Пеппи Длинныйчулок" (1984) и "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда" (1985). Потом наступает эра перестроечного кино, где героям Адоскина не было места среди коррупционеров, ментов, проституток и бандитов. В 90-е и 2000-е Адоскин иногда снимается в сериалах и малоизвестных фильмах - но вся эта "продукция" забывается еще во время просмотра.
По счастью, Адоскин жил не только кино. Он был востребованным и уважаемым театральным актером, полвека прослужил в театре имени Моссовета, работал в "Современнике" и Театре Ленинского Комсомола. Адоскин много и успешно работал на телевидении - снимался в передачах о классической культуре, в фильмах-спектаклях.
Анатолий Адоскин прожил долгую и в целом счастливую, достойную жизнь. Он не был похож на кинозвезду, не играл героических ролей. Зато на кино- и теле-экранах, на сцене и - главное! - в жизни создал образ настоящего российского интеллигента.