Найти в Дзене

Немецкая божница в Смоленске – наследие Великой Моравии?

Чему научили славян Кирилл и Мефодий, или как небольшое здание в Смоленске стало реальным воплощением борьбы и единства католической и православной ветвей христианства.

Смоленск – город с невиданными каменными храмами

Перед ордынским нашествием Смоленск занимал площадь 115 га, на которой располагалось около 8 тыс. домов с населением примерно 40 тыс. человек. По количеству каменных храмов рубежа XII-XIII веков Смоленск превосходил любой другой город Руси. Одна из сохранившихся до нашего времени смоленских церквей домонгольского периода – одноглавый четырехстолпный храм Иоанна Богослова. Он был построен около 1173 года из кирпича на булыжном фундаменте на невысоком холме над Днепром по указу князя Романа Ростиславича. Но в данной заметке пойдет речь не о нем, а о соседнем здании.

Храм Иоанна Богослова 1173 года постройки стоит на невысоком холме на берегу Днепра. (Фото автора).
Храм Иоанна Богослова 1173 года постройки стоит на невысоком холме на берегу Днепра. (Фото автора).

На картах Смоленска XVII века рядом с храмом Иоанна Богослова видна некая не существующая ныне постройка, память о которой сохранялась еще в XIX веке. В 1909 году при прокладке водопровода на ее месте были обнаружены остатки древнерусской кирпичной кладки. П. Писарев, основываясь на данных В.Н. Татищева, высказал предположение о том, что это могло быть «училище славяно-греко-латинское, основанное Романом Ростиславичем, на которое он тратил свои княжеские средства».

На карте Гондиуса XVII века видны две постройки вне стен Смоленска на берегу Днепра: храм Иоанна Богослова и некое круглое здание.
На карте Гондиуса XVII века видны две постройки вне стен Смоленска на берегу Днепра: храм Иоанна Богослова и некое круглое здание.
Увеличенный фрагмент карты Гондиуса с храмом Иоанна Богослова и соседней постройкой.
Увеличенный фрагмент карты Гондиуса с храмом Иоанна Богослова и соседней постройкой.

Раскопки, выполненные в 1950-х годах И.Д. Белогорцевым и Д. Авдусиным, выявили в 30 метрах к западу от храма Иоанна Богослова остатки круглой постройки из плинфы (узкого кирпича, заимствованного русскими мастерами у византийцев) с внешним диаметром около 18 метров со столбами внутри. Это древнее здание было сильно повреждено более поздними захоронениями, которые совершались здесь еще в XIX веке. Столбы служили опорами для деревянных кружал при возведении сводов, перекрывавших постройку. По строительной технике здание совпало со смоленскими постройками второй половины XII века и, конечно, никакую школу не напоминало.

-4
Фото и план фундамента, выполненные археологами при раскопках в 1950-х годах.
Фото и план фундамента, выполненные археологами при раскопках в 1950-х годах.

Довольно быстро археологи и историки признали в находке немецкую церковь (ротонду). Она упоминается в «Смоленской торговой правде» - договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом (островом Готланд), заключенном в 1229 году. В одном из вариантов этого договора названа «латинская церковь» в Смоленске, в другом она же фигурирует как «немецкая богородица» и «немецкая божница». В приписке к договору 1270-х годов также упоминается о «немецких дворах и дворищах». К тому же в источнике конца XIII века упомянута церковь ecclesie beate virginis in Smolencike. Известно, что она использовалась не только как храм, но и как оборонительное и торговое сооружение (здесь хранился один из двух эталонов веса — «вощной пуд»).

Снова скандинавский след?

В пользу отождествления постройки у храма Иоанна Богослова с немецкой божницей говорит то, что рядом с находкой проходят улицы, ранее имевшие названия Немецкая улица и Немецкая гора, а по соседству расположено заброшенное лютеранское кладбище. Судя по всему, здесь, сразу за городскими стенами, у пристани на Днепре, находилась слобода немецких купцов, которые подолгу жили в Смоленске. Больше того, еще до них с древним Смоленским активно торговали выходцы с острова Готланд. Они составляли значительную долю населения в соседнем городище Гнёздово, которое отождествляется с древним Смоленском. Последний упоминается в труде византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» под именем Милиниска (около 950 года).

Немецкую божницу в Смоленске в том числе пытаются уподобить 8-угольной церкви Святого Духа в городе Висбю на острове Готланд (современная Швеция). Последняя построена около 1200 года по распоряжению рижского епископа Альбрехта фон Буксгевдена (1165-1229) как место сбора паломников и крестоносцев, следующих в Ливонию. Ее форма повторяет форму часовен при замках и дворцах европейской знати раннего средневековья франкского типа – около IX века. (Фото автора).
Немецкую божницу в Смоленске в том числе пытаются уподобить 8-угольной церкви Святого Духа в городе Висбю на острове Готланд (современная Швеция). Последняя построена около 1200 года по распоряжению рижского епископа Альбрехта фон Буксгевдена (1165-1229) как место сбора паломников и крестоносцев, следующих в Ливонию. Ее форма повторяет форму часовен при замках и дворцах европейской знати раннего средневековья франкского типа – около IX века. (Фото автора).

Ученые пришли к выводу о том, что скорее всего немецкая божница строилась под руководством иноземного зодчего (возможно, с Готланда), но смоленскими мастерами. Подобные круглые церкви-ротонды хорошо известны на севере Европы: в Дании, Швеции, в Северной Германии. При этом типично смоленская кирпичная кладка ротонды не отличается от кладки других построек Смоленска XII века, а значит ее создали местные мастера. Ближайшие аналоги немецкой божницы в Смоленске пытались искать на острове Борнхольм, в городе Висбю на острове Готланд, в Дании (часовня в замке Сёборг), Швеции (церковь в Хагби конца XII века), Риге и пр.

Статуя рижского епископа Альбрехта фон Буксгевдена на Домском соборе в Риге. Известен как человек, основавший в 1201 году вместе с торговцами с Готланда нынешнюю столицу Латвии. (Фото автора).
Статуя рижского епископа Альбрехта фон Буксгевдена на Домском соборе в Риге. Известен как человек, основавший в 1201 году вместе с торговцами с Готланда нынешнюю столицу Латвии. (Фото автора).

Однако непонятно, почему немецкую церковь построили почти вплотную к княжескому храму Иоанна Богослова. Возможно, изначально ротонда была построена совсем в другом качестве и лишь со временем была передана германским купцам, перестроившим ее. Дело в том, что в Европе IX-XII веков был известен еще один тип ротонд – это круглые в плане храмы, которые строились в различных славянских странах, сохранивших культурное наследие Великой Моравии. Эти ротонды восходят еще к позднеантичным прототипам, перенесенным просветителями Кириллом и Мефодием из греческих Салоник в земли славян. Подобные постройки исторически создавались как баптистерии (крещальни) и в христианизируемых землях были более актуальны, чем церкви.

Славянская христианская держава – попытка первая

Славянское раннефеодальное государство IX века Великая Моравия получило название от эпитета «Великая» применительно к Моравии, упомянутого в том же труде «Об управлении империей» Константина Багрянородного. Столицей государства был город Велеград (предположительно Старе-Место или Микульчице в современной Чехии) либо город Нитра (современная Словакия). Именно в Великой Моравии впервые стала использоваться славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием, и впервые в качестве языка христианского вероучения и богослужения стал применяться язык славян — старославянский.

Карта славянского государства Само.
Карта славянского государства Само.

Хотя Великая Моравия просуществовала по историческим меркам недолго, ее предыстория насчитывает не один век. Археологические данные говорят о массовом перемещении в район реки Моравы в VI-VII веках носителей пражско-корчакской культуры (отождествляется с ранними славянами). Это подтверждается сообщением летописца Нестора в «Повести временных лет»: «...пришедше сѣдоша на рѣцѣ имѧнемъ Морава, и прозваша сѧ морава». В VII веке здесь возникло первое известное историкам государство славян – Само, предположительно названное так по имени возглавившего его франкского купца.

Карта Великой Моравии.
Карта Великой Моравии.

Культура Великой Моравии развивалась под сильным влиянием Византии, в том числе в сфере религии. В Великой Моравии были обнаружены остатки 20 каменных храмов, ряд которых появились еще до прихода Кирилла и Мефодия. Самым частым типом церковной постройки была ротонда. Именно из Великой Моравии она потом распространилась в Чехию и Польшу, а также в другие славянские государства. Например, около 830 года церковь такого типа была построена по распоряжению великоморавского князя Прибины в замке Нитры. Ее остатки сохранились в апсиде ротонды святого Эммерама (XII век, перестроена в 1200 году).

Позднейшее барочное убранство в апсиде в замке Нитры. (Фото автора).
Позднейшее барочное убранство в апсиде в замке Нитры. (Фото автора).

Только в городище Микульчице на правом берегу реки Моравы археологами были найдены фундаменты 12 церквей. Также известны находки ранних славянских храмов в Чехии: в Старе-Место (у Угерске-Градиште), Поганско (у Бржецлавии), Дуцове, в Словакии: Девин. Как правило, это круглые в плане (с диаметром не более 8 м), бесстолпные 1-, 2-, или 4-апсидные церкви из песчаника или кирпича римского типа.

Ротонда святого Доната в Задаре (современная Хорватия) напоминает скорее не скромные кирилло-мефодиевские крещальни, а настоящие позднеантичные храмы, характерные и для римской, и для византийской традиций. (Фото автора).
Ротонда святого Доната в Задаре (современная Хорватия) напоминает скорее не скромные кирилло-мефодиевские крещальни, а настоящие позднеантичные храмы, характерные и для римской, и для византийской традиций. (Фото автора).

По мнению О.М. Иоаннисяна, план одного из храмов в Микульчице (квадрифолий, вписанный в круг) повторяет форму баптистерия (крещальни), идущую от позднеантичного времени и воспринятую, согласно И.И. Попу, от Рима через «далматинско-истрийскую область». (В качестве примера приводится ротонда святого Доната в Задаре, 810-815 годы).

-12

Как известно, братья Кирилл и Мефодий (Константин и Михаил) прибыли в Великую Моравию из Македонии, что на севере Греции, по приглашению князя Ростислава в 863 году. (Годом ранее в столицу Византии - Константинополь явились послы от великоморавского князя Ростислава с просьбой прислать учителей, в роли которых по распоряжению византийских императора и патриарха выступили братья из Салоников). Составленная ими славянская азбука (глаголица, замененная их учениками в Болгарии кириллицей), переводы с греческого на славянский язык, написанные на нем сочинения братьев имели исключительное значение для всех славянских народов.

Образец славянской письменности Кирилла и Мефодия – глаголицы.
Образец славянской письменности Кирилла и Мефодия – глаголицы.

Их азбука отражала особенности славянских языков, так как братья имели возможность изучать один из них (скорее всего, болгарский) у себя дома в Македонии. Сочинения Кирилла и Мефодия («Про-глас к Евангелию», «Канон Дмитрию Солунскому», «Слово на перенесение мощей Климента папы Римского») легли в основу литературы многих славянских народов. В 869 году князь Ростислав добился создания для Великой Моравии и соседних с ней славянских земель архиепископства, непосредственно подчиненного Риму, во главе которого стоял Мефодий.

Памятник Кириллу и Мефодию в Нитре (современная Словакия). (Фото автора).
Памятник Кириллу и Мефодию в Нитре (современная Словакия). (Фото автора).

Увы, в конце IX века Великоморавское государство распалось под напором кочевников-мадьяр (предков венгров). После смерти Мефодия в 885 году, а Кирилла - в 869-м их ученики были изгнаны из страны немецким духовенством и бежали в Болгарию, где продолжали свою деятельность. Однако в Чехии еще в X-XI веках бытовали славянские тексты, переведенные с латыни, а также оригинальные памятники (например, жития представителей чешской княжеской династии Вячеслава и Людмилы). Их хорошо знали и в Киевской Руси. Но уже концу XI века славянская письменность в Чехии была полностью вытеснена латинской, а ее памятники уничтожались католическим духовенством.

Храм-ротонда как память о Кирилле и Мефодии

Отголоском великоморавских кирилло-мефодиевских традиций ученые считают распространение построек в виде ротонд в Чехии и Польше, а также в других славянских государствах. Во многом благодаря авторитету Кирилла и Мефодия, возможно, ставших инициаторами возведения ротонд в Микульчице, этот тип храма оставался основным в церковной архитектуре Чехии и юга Польши вплоть до XIII века.

Ротонда святого Мартина, построенная в 1061-1092 годах в пражском Вышеграде. (Фото автора).
Ротонда святого Мартина, построенная в 1061-1092 годах в пражском Вышеграде. (Фото автора).

Пожалуй, самая известная постройка такого типа – ротонда святого Мартина на территории бывшей княжеской резиденции Вышеград в современной Праге. На месте собора святого Вита в Пражском граде еще в XI веке также находилась аналогичная круглая постройка, возведенная в 935 году. Также археологам и историкам известны в Чехии: храм Старого Пльзеньца (X век), ротонды XII века (святого Георгия в Ржипе, святых Петра и Павла в Ржезновице), святого Климента в Леви-Градце (IX век), святого Петра на городище Будеч (X век), святых Петра и Павла в замке Зноймо (XI век), а в Польше: в Чешине (XI век) и святого Прокопа в Стшельне (около 1160 года).

Виды ротонды святого Мартина в пражском Вышеграде.
Виды ротонды святого Мартина в пражском Вышеграде.

Значительное влияние Великая Моравия оказала и на ранневенгерское королевство, в состав которого вошла часть этого славянского государства. Венгрия поддерживала культурные связи с Киевской Русью, особенно с Галицко-Волынским княжеством и с Византией. Некоторые венгерские правители принимали крещение в Константинополе уже с середины X века.

Информационная табличка и гипотетический вид ротонды в Эгере (современная Венгрия). Считается, что это баптистерий (крещальня), построенный в X веке по распоряжению венгерского короля Иштвана Первого при резиденции эгерского епископа. Здесь в частности был похоронен епископ Булдус, погибший мученической смертью от рук местных язычников. (Фото автора).
Информационная табличка и гипотетический вид ротонды в Эгере (современная Венгрия). Считается, что это баптистерий (крещальня), построенный в X веке по распоряжению венгерского короля Иштвана Первого при резиденции эгерского епископа. Здесь в частности был похоронен епископ Булдус, погибший мученической смертью от рук местных язычников. (Фото автора).

Неудивительно, что ротонды великоморавского типа строились и при мадьярах: например, сохранились остатки такой постройки X века в городе Эгер.

Фундамент ротонды в замке в Эгере (современная Венгрия). (Фото автора).
Фундамент ротонды в замке в Эгере (современная Венгрия). (Фото автора).

Как и чешские аналоги, венгерские постройки возводились по великоморавским образцам – это небольшие купольные ротонды c подковообразными апсидами.

Фундамент подковообразной апсиды ротонды в Эгере (современная Венгрия). (Фото автора).
Фундамент подковообразной апсиды ротонды в Эгере (современная Венгрия). (Фото автора).

Мораване – основатели Смоленска?

На период с 875 года по 950 год приходится расцвет таких моравских поселений, как Микульчице, Старе Место, Поганско и др. Но в IX-X веках многие из них практически мгновенно исчезли, хотя не были непосредственно затронуты вторжением венгров. Со второй половины X века вообще в Моравии отмечается убыль населения, вызванная изменениями в экономике вследствие прихода мадьяров. Куда же делись мораване? Видимо, они куда-то мигрировали. Но куда?

Находки великоморавского происхождения в Гнёздово.
Находки великоморавского происхождения в Гнёздово.

Как раз в Гнёздово (древний Смоленск) фиксируется приток западнославянского населения из Моравии – он определяется археологами по находкам великоморавского происхождения. Среди них: луннические височные кольца «нитранского типа», кольца с гроздевидной подвеской, лучевые височные кольца (рубеж IX-X веков), керамика (X века). Не исключено, что именно с приходом мораван следует связывать перенос Смоленска на современное место и строительство ротонды на берегу Днепра, которую уже в XII веке перестроили германские купцы. Если так, то и миграция на восток вятичей и радимичей «от ляхов», то есть с территории польских земель, выглядит несколько в ином свете. Получается, что западные славяне не раз мигрировали вслед за восточными и впоследствии вливались в их состав, принося с собой актуальные европейские «веяния».

Киев – дочь городов моравских?

Кроме того, в конце IX века на Старокиевской горе, известной также как Верхний город (исторический центр современного Киева, аналогичный Вышеграду в Праге), начинает формироваться курганный могильник с камерными погребениями срубной конструкции. В ряде случаев в Киеве, Гнёздове, Шестовицах, Чернигове и Тимерёве отмечено существование камер отличной и от срубной, и от столбовой конструкций. Большинство погребений рубежа IX-X веков в Киеве и Среднем Поднепровье содержат тело покойного, помещенного в могильную яму головой на запад. Они по характеру и деталям погребальной обрядности имеют прямые аналогии в памятниках на территории Великой Моравии в Старом месте, Микульчице, Поганско, Скалице, Старом Коуржиме, Колине и Желенках.

Фундамент предполагаемого языческого святилища на Старокиевской горе. (Фото автора).
Фундамент предполагаемого языческого святилища на Старокиевской горе. (Фото автора).

Ранее на Старокиевской горе также располагались славянские языческие идолы из дерева с позолотой, которые были сброшены князем Владимиром Святославичем в Днепр после принятия христианства. До сих пор здесь можно увидеть фундамент неизвестного сооружения XII века (так называемое Языческое капище на Старокиевской горе). И здесь же археологами был обнаружен фундамент так называемой «ротонды-терема Ольги», содержащий вторично употребленные материалы из построек X века – плинфы, черепицы, пирофиллитовые плиты. Скорее всего, строительство этого сооружения относится ко времени не ранее конца XI века.

Киевская ротонда выглядела как башня с внешним диаметром 20 метров и была построена из плинфы, валунов и мелких камней. Увы, она была уничтожена во время золотоордынского нашествия на Киев в 1416 году. Фундамент ротонды, обнаруженный в 1872 году на территории усадьбы Трубецких, был раскопан в 1881-1882 годах. Полноценные археологические раскопки провели в 1975-1976 годах П. Толочко и Я. Боровский. Сейчас остатки фундаментов ротонды законсервированы, а материалы исследований хранятся в Музее истории города Киева. Таким образом, как и в случае со смоленской ротондой, здесь мы видим круглый храм-крещальню, построенный в кирилло-мефодиевских традициях населения Великой Моравии и скорее всего при прямом участии потомков жителей, вышедших из этого государства.

Памятник Кириллу и Мефодию в Киево-Печерской Лавре. (Фото автора).
Памятник Кириллу и Мефодию в Киево-Печерской Лавре. (Фото автора).

Характерно, что храмы-ротонды также сооружались на западе современной Украины – на предположительном пути следования мораван на восток: в Галиче, Перемышле, Владимире-Волынском, Львове, Ужгороде, Столпье, Нижанковичах и Черниховцах. Впрочем, в этих случаях постройку ротонд также можно объяснить более поздним чешским и польским влиянием.

Гонитель на христиан – строитель христианского храма

Мавзолей Адриана в Риме. (Фото автора).
Мавзолей Адриана в Риме. (Фото автора).

Очень интересен вопрос о происхождении самих ротонд Великой Моравии и их соотношения с германскими аналогами. И те, и другие по сути происходят от единого источника – позднеантичных сооружений на территории Римской и Византийской империй. Эти цилиндрические постройки, обычно увенчанные куполом и окруженные по периметру колоннами, были известны еще в Древнем Риме и Древней Греции, где использовались как храмы и мавзолеи. Самые известные примеры – Пантеон и мавзолей Адриана в Риме.

Руины древнеримского храма в виде ротонды в Риме. (Фото автора).
Руины древнеримского храма в виде ротонды в Риме. (Фото автора).

Впоследствии эти языческие храмы античности нередко переоборудовались в христианские и становились образцами при строительстве новых православных церквей Византии и стран, попавших в сферу ее влияния. Именно такая история случилась с ротондой святого Георгия в Салониках - родном городе Кирилла и Мефодия. Монументальное круглое здание с куполом диаметром 24,5 метра было построено около 306 года при известном гонениями на христиан императоре Галерии (родом из крестьян с территории современной Болгарии). Предположительно оно должно было служить храмом Зевса (Юпитера) или мавзолеем Константина Великого. Предполагается, что в период правления императора Феодосия Великого (379-395 годы ротонда превратилась в христианскую церковь Архангелов. Также она стала известна как ротонда святого Георгия – по соседнему подворью афонского монастыря Григориат. Очевидно, что именно это сооружение Кирилл и Мефодий имели в виду как образец для ротонд Великой Моравии. Интересно, что ротонда Святого Георгия была построена в IV веке и в центре «Константинова квартала» (резиденции императора Константина Великого) на территории Софии – столицы современной Болгарии. Ротонда служила баптистерием – для крещения в христианскую веру.

Храм (мавзолей), построенный императором Галерием в Салониках, он же – ротонда святого Георгия.
Храм (мавзолей), построенный императором Галерием в Салониках, он же – ротонда святого Георгия.

Католики и православные – борьба до разделения церквей

В силу исторических и географических причин германские народы приобщились к античной культуре раньше славянских. В частности, в этом преуспели готы, которые захватили город Равенна на северо-востоке современной Италии, находившийся на стыке римской и византийской культур. Именно отсюда в германскую среду проник близкий к ротондам тип построек – 8-угольные часовни. Этот типаж мы видим в равеннском баптистерии ариан (арианство – раннехристианская секта, объединявшая преимущественно остготов).

Баптистерий ариан в Равенне (современная Италия). Построен в правление короля остготов Теодориха (493-526 годы). После завоевания Равенны византийцами в 540 году все культовые сооружения ариан по эдикту византийского императора Юстиниана были переделаны в православные храмы. (Фото автора).
Баптистерий ариан в Равенне (современная Италия). Построен в правление короля остготов Теодориха (493-526 годы). После завоевания Равенны византийцами в 540 году все культовые сооружения ариан по эдикту византийского императора Юстиниана были переделаны в православные храмы. (Фото автора).

Аналогичную форму имеет равеннский баптистерий православных, построенный в IV веке при епископе Урсусе и украшенный мозаиками в стиле классического древнеримского искусства при епископе Неоне.

Баптистерий православных в Равенне (современная Италия). (Фото автора).
Баптистерий православных в Равенне (современная Италия). (Фото автора).
Мозаики равеннского баптистерия православных с изображениями 12 апостолов. (Фото автора).
Мозаики равеннского баптистерия православных с изображениями 12 апостолов. (Фото автора).
Купель для крещения в равеннском баптистерии православных. (Фото автора).
Купель для крещения в равеннском баптистерии православных. (Фото автора).

Сегодня влияние этих памятников на стыке поздней античности и раннего христианства на культуры славянских народов через посредство братьев Кирилла и Мефодия очевидно для всех. Очередным подтверждением этого факта может служить памятная доска, установленная при поддержке правительства Словакии на равеннский собор прямо напротив баптистерия православных.

Памятная доска напротив баптистерия православных в Равенне, установленная при поддержке правительства Словакии в ознаменование 1140-й годовщины смерти Кирилла. (Фото автора).
Памятная доска напротив баптистерия православных в Равенне, установленная при поддержке правительства Словакии в ознаменование 1140-й годовщины смерти Кирилла. (Фото автора).

Но так же очевидно и влияние поздней античности на христианскую культуру германских народов. Так, мавзолей Теодориха в Равенне, выполненный в форме ротонды явно восходит к древнеримским прототипам.

Мавзолей Теодориха в Равенне выполнен в виде ротонды. (Фото автора).
Мавзолей Теодориха в Равенне выполнен в виде ротонды. (Фото автора).

Впоследствии король племени франков Карл Великий, коронованный как первый германский император в Риме, вывез из Равенны в свою столицу в Ахене (современная Германия) множество позднеантичных, раннехристианских и готских артефактов. Именно равеннские постройки были взяты Карлом за образец при строительстве его знаменитой 8-угольной часовни в Ахене, которая впоследствии сама стала примером для капелл и ротонд в ряде германских стран.

Карта Европы на момент смерти императора франков Карла Великого в 814 году.
Карта Европы на момент смерти императора франков Карла Великого в 814 году.

В IX веке империя франков и Великая Моравия столкнулись в борьбе за более северные регионы Европы, нежели Италия и Греция, причем каждая имела за плечами культурное наследие средиземноморских империй – Римской и Византийской соответственно. Это наследие выражалось в числе прочего и в христианских ротондах, которые у германцев и славян получили явные различия еще до разделения христианства на католическую и православную ветви. Таким образом, смоленская ротонда стала реальным воплощением борьбы и единства обеих ветвей.

О древнем Смоленске читайте здесь.

О церквах острова Готланд читайте здесь.

О связи острова Готланд с историей Киевской Руси читайте здесь.

О кладах викингов на острове Готланд читайте здесь

О связи города Висбю на Готланде с Ригой и Таллином читайте здесь.

О ранней истории Чехии читайте здесь.

О 8-угольном мавзолее римского императора Диоклетиана в Сплите читайте здесь.

О мавзолее короля остготов Теодориха в Равенне, выполненном в виде ротонды, читайте здесь.

О 8-угольной византийской базилике Сан-Витале в Равенне читайте здесь и здесь.

О православных храмах Константинополя читайте здесь.

О влиянии Константинополя на светскую культуру Киева читайте здесь.