Найти в Дзене

Токсичная школьная математика. Ч2

Оглавление

- "Как же математика может может отравить человека?!"

Словарь определяет отравление, токсичность как “расстройство жизнедеятельности организма”. Если способность думать является существенной составляющей “жизнедеятельности организма”, то заголовок статьи - не метафора.

Я утверждаю: если “перегнуть палку”, то она сломается или необратимо деформируется. Это будет уже бракованная палка.

  • Как это относится к математике?
  • Что может сломаться или повредиться у ребенка при обучении?

Сделаем небольшое отступление …

В процессе эволюции мы выработали привычку сопротивляться любой новизне. Львиная доля человеческой истории проходила в дикой Природе и там эта стратегия была единственно правильной. Поэтому мозг и научился действовать по принципу наименьшего сопротивления.

Отказ от привычного требует много дополнительной энергии. И человек идет на это, только когда происходит что-то из ряд вон выходящее, особенное.

Доказательства?

История человечества, включая и развитие науки. Новые идеи всегда пробивали себе дорогу через привычное сопротивление большинства. Склонность оставаться правым до последнего - главный прием самосохранения толпы.

Школа - это привычная крайность

- “То, что привычная - понятно. Но почему крайность?”

- “Потому, что крайне неэффективная.

Опуская детали сформулируем прием преодоления привычного:

хочешь донести мысль - используй что-то яркое и необычное, выводящее человека из под гипноза привычного.

Даже если это привычный метод преподавания математики в школе.

Давно известен прием доказательства ad absurdum: доведение утверждения до крайности, или доказательство от противного.

Согласитесь, легче понять, что такое удар током, “сунув пальчик и получив зайчик”, чем рассуждать о природе электричества, трогая батарейку.

“От одной крайности можно избавиться лишь впав в другую”. Филипп Честерфилд

Давайте теперь вернемся к токсичности школьной математики. Но начнем с физики )))

Дуализм или шизофрения?

Когда я учился в 5 классе, у нас был предмет “Природоведение”.

Просто знакомство с Природой, первое касание физики. Мы проводили простые опыты, вроде

  • "Подержать стеклышко над свечкой", на котором появятся капельки воды (из атмосферы).
  • Или бросали разные камушки с целью увидеть в действии будущие (для нас) Законы Галилея и Ньютона.

"Принцип опережающего обучения"

А теперь представьте ситуацию ...

Следуя “принципу опережающего обучения” учитель сообщил бы нам "опережающее" данное ....

- “Вы не думайте, что камушки - это частицы. На самом деле их природа дуалистична. Камешки - они корпускулярно-волновые. Запомните это, дети, пригодиться в старших классах. А на следующем уроке будет контрольная”.

Берет такой школьник камешек в руку и перед тем, как бросить в окно учительской, думает:

“Долетит ли этот дуалистический камешек до стекла, разобьет ли его? Взаимодействуя с окружением вблизи рамы - поведет ли себя камень как частица или как волна? А что, если как волна? Намедни я в пруду купался, так те волны не разбили бы стекло. А вдруг пока летит - проинтерферирует с чем-нибудь?”

Так и остался бы тот школьник стоять с камешком в руке, не кинул бы его в окно глупого учителя. Сошел бы с ума, проще говоря.

Шизофрения, или токсичная школьная математика

Несколько таких “заходов” в методике преподавания и сломалась бы “палка” понимания. Заклинило бы человека от того, что он

  • должен воспринимать и понимать одно,
  • а запоминать и отвечать “на оценку” совсем другое.

Это я возвращаюсь к таким перлам в преподавании школьной математики, когда

  • в 7 классе 23.(9) в точности равняется 24.
  • А линейная функция на отрезке не имеет ни максимума, ни минимума.

Да, такая “математика” очень токсична. Она отравляет орган понимания большинства детей, закрывая для них дорогу в успешное будущее.

А что же делать?

Для начала принять этот факт к рассмотрению. Взглянуть на учебники, по которым учится Ваш ребенок, поискать там подобные перлы. Обещаю: долго листать не придется, причем, не только учебники по математике или физике.

Если во время спохватиться и подключиться к обучению ребенка, то есть вероятность снизить уровень токсичности ...

Лайк?

Подписка?

Токсичная школьная математика, Часть 1