В этой части будет рассказано о начале карьеры "Ильи Муромца" и его конструктора, Игоря Сикорского.
Итак, начнём
Самолётов с названием "Илья Муромец" очень много. Это целая семья самолетов.
Тактико-технические характеристики С-22 "Илья Муромец"
Главный конструктор: Игорь Сикорский
Первый полёт: 23 декабря 1913
Начало эксплуатации: 1914 год
Конец эксплуатации: 1923
Единиц произведено: 76
Экипаж: 6—8 человек
Длина, м: 18,2
Размах верхнего крыла, м: 31,1
Площадь крыльев, м²: 200
Масса пустого, кг: 4800
Масса загруженного, кг: 7500
Максимальная скорость: 130 км/ч
Скороподъёмность: 2000 м/25'
Двигатели: 4 шт. «Renault», мощность: 220 л.с. (рядный)
Дальность полёта; 460 км (максимальная)
Продолжительность полёта: 4,4 часа
Потолок: 2000 м
Вооружение
- 5—8 пулемётов
- до 1500 кг бомб
Конструкор: Игорь Сикорский
Игорь Иванович Сикорский был младшим ребёнком в семье известного психиатра, профессора Киевского университета на кафедре душевных и нервных болезней — И. А. Сикорского (1842—1919) — и Марии Стефановны Сикорской, урождённой Темрюк-Черкасовой.
С 1903 по 1906 год учился в петербургском Морском училище. В 1907 поступил в Киевский политехнический институт, где с 1905 года существовала «Воздухоплавательная секция» механического кружка, организованная профессором Н. Артемьевым, учеником Н. Е. Жуковского. В 1908 году из секции выделился кружок математика и энтузиаста воздухоплавания Н. Б. Делоне, членом которого и стал Сикорский.
В 1908—1911 годах построил свои первые два простейших вертолёта.Грузоподъёмность построенного в сентябре 1909 года аппарата достигала 9 пудов. Он был представлен на двухдневной воздухоплавательной выставке в Киеве в ноябре того же года. Ни один из построенных вертолётов не смог взлететь с пилотом, и Сикорский переключился на постройку самолётов. В 1910 году поднял в воздух первый самолёт своей конструкции С-2. В 1911 году получил диплом лётчика. С 1912 по 1917 год работал главным конструктором в отделе Русско-Балтийского вагонного завода в Санкт-Петербурге. В 1912—1914 годах создал в Петербурге самолёты «Русский витязь», «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. 27 марта 1912 года на биплане «С-6» Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту — 111 км/ч, с пятью — 106 км/ч.
После революции переехал в США и продолжил там работать над созданием вертолётов и самолётов. Умер в 26 сентября 1972 года. Прожил 83 года.
История "Муромца"
«Илья Муромец» появился в результате дальнейшего развития конструкции «Русского витязя», в ходе которого она оказалась практически полностью переработана, без существенных изменений была оставлена лишь общая схема самолёта и его коробка крыльев с установленными в ряд на нижнем крыле четырьмя двигателями. Результат: с теми же четырьмя моторами производства «Аргус» в 100 л. с. (это еще не С-22) новый самолёт обладал вдвое большей массой нагрузки и максимальной высотой полёта.
Постройка первой машины завершена в октябре 1913 года. После испытаний на ней производили показательные полёты и установили несколько рекордов, в частности рекорд грузоподъёмности: 12 декабря 1913 года 1100 кг (предыдущий рекорд на самолете Соммера составлял 653 кг), 12 февраля 1914 года в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом 1290 кг. Пилотировал самолёт сам И. И. Сикорский.
10 декабря 1914 года утверждено императором постановление военного совета о создании эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец» (Эскадра воздушных кораблей, ЭВК), ставшей первым в мире соединением бомбардировщиков. Её начальником стал М. В. Шидловский.
Находилось Управление эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» при Штабе Верховного главнокомандующего в Ставке Верховного главнокомандующего. Шидловскому пришлось начинать работу практически с нуля — единственным лётчиком, способным летать на «Муромцах» был Игорь Сикорский!
Первый раз на боевое задание самолёты эскадры вылетели 14 февраля 1915 года.
В 1915 году начался выпуск серии Г с экипажем 7 человек, Г-1, в 1916-м — Г-2 со стрелковой кабиной, Г-3, в 1917-м — Г-4. В 1915—1916 годах выпущено три машины серии Д (ДИМ).
За годы войны в войска поступило 60 машин. Эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских Истребителей. При этом за всю войну непосредственно истребителями неприятеля была сбита всего 1 машина (которую атаковало сразу 20 самолётов!), а подбито — 3.
- 12 сентября 1916 года во время налёта на штаб 89-й германской пехотной дивизии в д. Антоново и станцию Боруны был сбит самолёт (корабль XVI-ый) поручика Д. Д. Макшеева .
Ещё два «Муромца» были сбиты огнём зенитных батарей:
- 2.11.1915 был сбит самолёт штабс-капитана Озёрского, корабль разбился
- 13.04.1916 под обстрел попал самолёт поручика Констенчика, корабль сумел дотянуть до аэродрома, но из-за полученных повреждений восстановлению не подлежал.
Но самой распространённой причиной потерь были технические неполадки и различные несчастные случаи — из-за этого было потеряно порядка двух десятков машин.
По мнению генерала Брусилова А. А., Илья Муромец не оправдал надежд возложенных на него:
…Знаменитые «Ильи Муромцы», на которых возлагалось столько надежд, не оправдали себя. Нужно полагать, что в будущем, значительно усовершенствованный, этот тип самолётов выработается, но в то время существенной пользы он принести не мог…
— Брусилов А. А. «Воспоминания