Найти тему
Satdata

Супермарин Валрус (1935): "Морж", летающая лодка-долгожитель

Всем известен отличный по своим качествам британский истребитель "Спитфайр". Менее известно, что компания-разработчик оного создала и довольно тихоходный и старомодный с виду, гидросамолет "Walrus" ("Морж"). Может это связано с тем, что конструктор, Реджинальд Митчелл, занимался проектированием гоночных гидропланов. Возможно именно поэтому, "из-под его пера" вышли и скоростной истребитель, и, неторопливый, но важный для ВМС Британии гидросамолет.

Несмотря на низкую скорость и утилитарность, самолет обладал закрытой кабиной для экипажа (кстати впервые в ВМС Великобритании) , дополнительным колесным шасси, а также использовал достаточно необычную конфигурацию толкающего воздушного винта...

-2

Самолет оказался весьма востребованным. Он активно применялся как разведчик, ночной бомбардировщик, связной самолет, но особо отличился как самолет-спасатель.

Всего построили 740 машин (причем строили две фирмы, с изменением конструктива), большая часть использовался в ВМС, часть - как гражданский самолет и продавался в различные страны ( например в Аргентину)...

проблемой был подъем на борт гидросамолета, так как на это время крейсер должен был остановиться и мог стать мишенью для вражеских самолетов и подводных лодок
проблемой был подъем на борт гидросамолета, так как на это время крейсер должен был остановиться и мог стать мишенью для вражеских самолетов и подводных лодок

В самые разные периоды второй мировой самолет применялся практически во всех точках боевых действиях (вокруг Англии, Средиземноморье, Тихий океан) и даже в Исландии:

-4

Многие летчики были спасены "Моржом" в Ла-Манше, Атлантике и Северном море... Всего более 2000 человек... Некоторые источники дают еще большую цифру. Откуда? Когда начались массовые бомбардировки Германии после 1942-го, периодически тяжелые бомбардировщики союзников приводнялись после аварий или обстрела противником.

Тогда то и приходил на помощь "Морж", зараз спасая 10-15 человек...

Справка. Основные характеристики:

Тип двигателя  ПД Bristol Pegasus VI
Мощность, л.с.  1 х 750
Максимальная скорость , км/ч   217
Крейсерская скорость , км/ч  153
Практическая дальность, км  966
Скороподъемность, м/мин  244
Практический потолок, м  5650
Экипаж, чел  4
Вооружение:  один 7,7-мм пулемет Vickers K калибра в носовой части и
 один в середине фюзеляжа;   бомбовая нагрузка весом до 272 кг
-5

В целом самолет выполнил свои многочисленные задачи. Замена на новые типы началась примерно с 1944-го года... Но и после войны часть самолетов довольно долго пролетала как гражданские, участвовала в Антарктических экспедициях и т.д. Один из экземпляров сохранился в музее в Йовилтоне.

Пост о другой летающей лодке тех времен - здесь.

О спутниковой связи читайте тут.

Всем удачи и мирного неба над головой!