Найти в Дзене
RuFGC | AntiVandaller

Project L | Первой моей мыслью было: проводить турниры по этой игре мы не будем.

Оглавление

Знаю, что обещал выкатить сначала другую статью, но прямо сейчас я бы хотел отработать крайне актуальный инфоповод.

К десятилетнему юбилею League of Legends, Riot Games аккуратно опустили на головы фанатов бомбу: веселую пачку анонсов проектов в сферах современной культуры (анимационный сериал Arcane), социалочки (некоммерческая благотворительная организация «Karma») и гейминга.

Скажу честно: я, что называется, захайпался!

Феномен League of Legends. Riot Games все сделали правильно?

Я надеялся на то, что на десятилетие игры Riot Games объявят о закрытии серверов, попрощаются с "лижкой" и навсегда избавят игроков от страданий. Не тут-то было.

Можно сколь угодно плохо отзываться о League of Legends, но за 10 лет Riot добились от аудитории любви не только к игровому процессу, но и к своим персонажам и миру. Развивая фольклорный контент и эффектно презентуя сопутствующие анимационные ролики, RG смогли сделать из "лижки" нечто большее, чем просто игру.

Признаюсь, я пришел в восторг от камео Джинкс в трейлере Arcane. На протяжение всего видео гадал, появятся ли в сериале известные персонажи или это совсем новая история. И вот я вижу в конце ролика знакомое лицо (на самом деле лица не было видно). При этом я чувствовал себя успешным мамкиным детективом, узнавшим дворецкого персонажа по ботинкам. Знакомое и понятное, внезапно, облегчает процесс погружения в непривычное.

Тогда я понял, что и ККИ будет иметь успех, и очередной "Diablo Killer" тоже, и на Project L набегут фанаты хвостов Ари.

Резюмируем: за 10 лет у Riot Games получилось погрузить аудиторию в свою вселенную. Персонажи игры стали для потребителя контента "родными", и теперь это можно эксплуатировать, чтобы дать любому IP от Riot Games мощный старт.

Самое интересное...

...это, конечно, Project L.
...это, конечно, Project L.

Первой моей мыслью было: проводить турниры по этой игре мы не будем.

Несомненно, для всего жанра появление файтинга с персонажами самой популярной в мире MOBA - это очень положительная история. Можно ожидать повышения интереса, наплыв игроков и все такое прочее.

На турнирную судьбу игры окажет влияние множество факторов, о большинстве из которых еще рано гадать. Но я попробую.

Например, на какой платформе выйдет файтинг? Какой опыт у RG в запуске продуктов на платформах, отличных от ПК? Никакого. С другой стороны, в пачке свежих анонсов Riot заявили сразу два IP для мобильных устройств, а Wild Rift и вовсе ждет релиз на неких неизвестных консолях.

Получит ли ПК ранний запуск, или игра стартует на всех платформах одновременно? Какой будет модель распространения? Не удивлюсь, если Riot последует своему же курсу, и мы получим модель à la League of Legends (или Legends of Runeterra) - условно бесплатная база, вокруг которой игрокам предлагается танцевать с бубном строить свой маленький зоопарк персонажей путем вложения времени/материальных средств. В мире файтингов такая модель уже более-менее работает. Пример: давно уже несвежие Dead or Alive 5 (и Dead or Alive 6) и Killer Instinct 2013. Последний, кроме прочего, имел сезонную структуру, что удобно, если планируется долгосрочная поддержка проекта.

Однако есть момент, который окажет на турнирное будущее Project L куда большее влияние - модель киберспортивной экосистемы Riot Games.

Как говорится, давай разберем по частям, тобою написанное. Мы, файтеры, привыкли есть из помойки вести турниры в открытой экосистеме. Таким же образом живут, например, CS:GO и Dota 2.

Открытая экосистема. Сейчас и далее: иллюстрация, сопровождавшая увлекательную лекцию Максима Маслова из Epic Esports Events об особенностях киберспортивных мероприятий.
Открытая экосистема. Сейчас и далее: иллюстрация, сопровождавшая увлекательную лекцию Максима Маслова из Epic Esports Events об особенностях киберспортивных мероприятий.

Наиболее привлекательные особенности открытой экосистемы:

  • Почти полная свобода в выборе партнеров no homo и спонсоров;
  • Отсутствие доминирования со стороны владельцев дисциплин;
  • Более конкурентная среда, больше возможностей для извлечения выгоды;
  • Серьезное ускорение развития коммерческих киберспортивных продуктов в модели «зрелище - прибыль - оплата»;

Проще говоря, тут у спонсоров, игроков и организаторов всех уровней есть свобода в выборе друг друга, а турниры Tier 1 могут проходить как при поддержке владельца дисциплины, так и независимо от него. Красота!

А вот модель, которую используют Riot Games:

Закрытая экосистема - отличительная черта Riot Games. Ключевая особенность: оперирование экосистемой только лишь силами и за счет владельца дисциплины.
Закрытая экосистема - отличительная черта Riot Games. Ключевая особенность: оперирование экосистемой только лишь силами и за счет владельца дисциплины.

Иллюстрация - это Riot Games in a nutshell. Большой плюс такой экосистемы - владелец дисциплины напрямую вливает деньги в свои турниры. Так обеспечивается предсказуемость конечного продукта для аудитории. Для организаторов мероприятий (а также спонсоров, игроков, команд) это значит:

  • Необходимость абсолютного подчинения правилам владельца дисциплины;
  • Ограничения в выборе партнеров и спонсоров для команд;
  • Отсутствие сторонних киберспортивных продуктов и игроков на рынке.

В закрытой экосистеме сторонние киберспортивные продукты и игроки на рынке не могут выйти в Tier 1 - там доминирует владелец дисциплины, которому не интересна финансовая поддержка сторонних турниров. Riot стремится к монетизации собственных Tier 1 продуктов.

Неужели Riot Games - такие жесткие контрол-фрики? Если совсем коротко - "да". Ответ чуть длиннее - "нет". Мое мнение: компания долго создавала себе имидж, и очевидное-невероятное заключается в том, что на данном этапе их репутационные издержки (в случае какого-то масштабного скандала вокруг их IP) будут стоить им дороже, чем вливание собственных денег в поддержание своей же киберспортивной экосистемы.

Почему все это вообще важно? Крупные разработчики и издатели файтингов традиционно продвигают свои IP в рамках естественной открытой экосистемы файтинг-сцены. Capcom Pro Tour, Mortal Kombat Pro Kompetition, ARCREVO World Tour, TEKKEN World Tour - все эти киберспортивные продукты встраивались в схему мероприятий, организуемых сообществами энтузиастов, раскиданными по всему миру.

Но экосистема Riot Games не предполагает такого дружелюбия.

Попробую еще немного погадать на чайных листьях

На этом этапе для меня стало очевидно, что Яндекс.Дзен не умеет в обтекание изображений текстом. А вы как думали? В сказку попали?
На этом этапе для меня стало очевидно, что Яндекс.Дзен не умеет в обтекание изображений текстом. А вы как думали? В сказку попали?

Примут ли RG особенности сцены файтингов? Мне представляется, что RG не будут преследовать маленькие независимые команды организаторов за проведение турниров по Project L исключительно в силу замороченности данного процесса. Хотя кто их знает? А если RG начнет мерещиться, что свободный Tier 1 турнир (например, EVO) привлекает слишком много внимания к их IP, и при этом нарушает некие неизвестные пункты их корпоративной этики?

Варианты развития турнирной жизни Project L я сейчас вижу следующим образом:

  1. Riot организуют и проводят собственную лигу Tier 1, закрывая глаза на все происходящее в мире, включая EVO. Живем спокойно, но сложно, т.к. элитарность собственных турниров от Riot покоя не даст ни игрокам, ни организаторам;
  2. Riot организуют и проводят собственную лигу Tier 1, попутно заявляя, что если вы организуете турнир по Project L, и он имеет потенциал собрать больше N медиа-единиц, то вы его не организуете;
  3. Riot интегрируются в существующую сцену в формате Pro Tour, подобно Capcom, Warner Bros. Entertainment и другим игрокам рынка.

В текущих реалиях проведения турниров по файтингам, первый и третий варианты смотрятся привлекательно, но это порушит закрытую экосистему. Необходимости в таком шаге со стороны RG я пока не вижу. При всем уважении к достижениям мирового файтинг-сообщества, Riot Games могут построить фан-базу для игры любого жанра, которая будет превышать численностью существующую на данный момент мировую тусовку файтеров. RG уже это продемонстрировали, ворвавшись в рынок MOBA с League of Legends десять лет назад.

Судьба Project L в этой стране

Typical.
Typical.

Во-первых, что ты мне сделаешь, я в другом городе если политика Riot Games не изменится, то у этой страны выхода в Tier 1 не будет вообще. При худшем варианте развития событий, потолком для российских игроков в Project L станут локальные независимые мейджоры, а то и майноры.

Не думаю, что местный офис RG придет на поклон к Fighting.ru или Team Russian REVersal и закажет турниры. Если у Project L в России будут какие-то промо-ивенты, то турнирным оператором для них выступит Федерация компьютерного спорта России или студия Electronic Mushroom, у которой, кстати, уже есть опыт работы с Riot Games.

Однако велика вероятность того, что Fighting.ru или Team Russian REVersal (в лице вашего покорного слуги) может в какой-то из частей стать субподрядчиком на проведение этих мероприятий. Благо, у меня уже были эпизоды контрактной работы и с теми и с другими.

Будут ли локальные организаторы проводить турниры по Project L? Вопросы юридической и технической возможности тут более актуальны, нежели вопросы желания. Если Riot будет придерживаться закрытой экосистемы, то целесообразность включения Project L в список наших поддерживаемых дисциплин крайне мала.

Читатель скажет: "AV, ты совсем умом поехал, что ли? У игры даже тизера еще нет, а ты уже принялся делить какой-то несуществующий американский пирог". И будет прав. Но вкусные анонсы всегда были поводом для дискуссий, так что не стесняемся делиться мнениями и ставить автора на место.

На этом моя телега завершается. До следующих бумагомараний, друзья!