Найти тему
Известия

Как автомобили будут следить за нами

Фото: Известия/Дмитрий Коротаев
Фото: Известия/Дмитрий Коротаев

Платформа «Автодата», которая в будущем должна собирать данные об автомобилях и географии передвижения автовладельцев, также сможет сообщить о превышении скорости водителями, что в итоге должно снизить смертность на дорогах. Об этом «Известиям» рассказали в межправительственной рабочей группе НТИ «Автонет» (курируется Минпромторгом и НП «ГЛОНАСС»). Поскольку автопарк России на 60% состоит из автомобилей старше 10 лет, передавать в «Автодату» данные смогут немногие из них. Эксперты сомневаются, что россияне захотят добровольно устанавливать приборы слежения в свои автомобили, хотя платный въезд в города может стать стимулом для этого.

На сегодняшний день законодательной и регуляторной базы для «Автодаты» нет, неясно и на какой основе будут собираться данные по автомобилям. Однако рабочая группа НТИ «Автонет» твердо намерена добиться от автопроизводителей обязанности делиться этими данными с платформой «Автодата». Сейчас большинство иностранных компаний считают, что данные принадлежит исключительно им.

«Мнение рабочей группы НТИ «Автонет», что данные об автомобиле принадлежат собственнику — либо частному лицу, либо юрлицу. Есть данные, которые будут обязательны для передачи в «Автодату», а будут те, которые по желанию собственника могут быть переданы туда. Это концепция, которая сейчас воплощается в жизнь, и под нее готовится соответствующее законодательство, — рассказал «Известиям» в кулуарах форума «Автонет» технологический эксперт НП «ГЛОНАСС» Вадим Сахонько. — К обязательным относится всё, что касается безопасности дорожного движения и экологии. Из очевидных примеров — показатель превышения скорости, поскольку не все участки дороги оборудованы камерами видеофиксации нарушений. Более детально сейчас сложно сказать».

В НТИ «Автонет» пока что нет готового решения, что делать с будущей информацией о нарушениях ПДД. Законодательную оценку этим фактам еще предстоит дать, поскольку и сам сбор информации об автомобилях пока не урегулирован.

Фото: Известия/Дмитрий Коротаев
Фото: Известия/Дмитрий Коротаев

Сейчас «Автодата» находится на стадии проектирования и создания техзадания.

«Автодата» — это платформа федерального уровня, которая агрегирует «большие» данные вокруг автомобиля. Теперь нужно пояснить, какие данные собираются, они могут быть динамическими и статическими», — продолжил Вадим Сахонько.

К динамическим источникам относится вся информация, которая генерируется автомобилем, и всё, что происходит вокруг него. У каждого автопроизводителя есть свои бортовые системы и телематические платформы. Информация попадает к производителям после посещения сервисной станции автомобилистом, эта та часть данных, которую планируется собирать. К статическим источникам информации относятся данные ГИБДД, страховых компаний, ЦОДД и прочих партнеров проекта.

Будет в «Автодате» и опция добровольной передачи данных за вознаграждение. Это информация о манере вождения, различные показания автомобиля (современные машины генерируют до 1 тыс. различных показателей). В обмен за добровольные сообщения таким водителям в «Автодате» обещают давать бонусы. Это может быть скидка на транспортный налог или страховку (поскольку есть информация о манере вождения), но какие именно «подарки», еще пока не решено.

Нет ясности и в том, в обязательные или добровольные обязанности нужно будет включать обезличенные треки передвижения. Хотя, по словам Сахонько, ни о какой ревизии федерального закона «О персональных данных» речи быть не может. Декларируется, что вся информация об автомобилистах страны будет храниться в засекреченном виде и выдаваться по закону, то есть по решению суда и запросу правоохранительных органов.

Факультативно в задачи «Автодаты» также ставится снижение вредных выбросов, что должно благоприятно сказаться на экологии. В частности, предполагается, что платформа сможет рассчитать оптимальные фазы работы светофоров под конкретное время трафика. Это должно помочь уменьшить время в пробках и, как следствие, привести к улучшению экологических показателей.

По данным агентства «Автостат», средний возраст автопарка России превышает 13 лет, 60% автомобилей — старше 10 лет. В этой связи сложно говорить об активной телематический информации, которую может получать «Автодата». Сейчас ее могут передавать премиальные иномарки и некоторые новые модели с системами GPS/ГЛОНАСС. В частности, такую поставляет даже массовым автопроизводителям «Яндекс». В НТИ «Автонет» рассчитывают, что ситуация может измениться с введением платного въезда в города. Правда, в «Автонет» подчеркнули, что такие решения будут зависеть не от платформы «Автодата», а от городских администраций.

«В будущем все автомобили будут «подключенными», и там будет установлен GPS/ГЛОНАСС-приемник, который сможет собирать трек и передавать в телематическую платформу производителя. Производитель передаст его в «Автодату», а на переходном периоде старый автомобиль можно будет дооснастить бортовым оборудованием, в котором будет GPS-приемник. Что заставит владельца дооснастить коммерческие продукты? Например, если в городе сделают платный въезд в центр, то без устройства — 1 тыс. рублей в день, а с устройством поминутная тарификация — 0,01 рублей в час», — рассказал Сахонько из НП «ГЛОНАСС».
Фото: Известия/Дмитрий Коротаев
Фото: Известия/Дмитрий Коротаев

Финансирование инфраструктуры может взять на себя заинтересованная сторона. А пользователь сам купит, если захочет сэкономить. Передача информации в «Автодату» будет, скорее всего, восприниматься как побочный эффект.

«Она станет бустером создания таких проектов в горизонте 10–15 лет, к тому моменту все автомобили будут подключенными благодаря производителям. Но будет и переходный период, когда будут стимулирующие программы города для перехода на подключенный автомобиль путем апгрейда. Это как поставить сигнализацию, если хочешь безопасности», — заключил собеседник.

Сейчас у граждан и автокомпаний нет никаких обязанностей по передаче данных, и добиться этого законодательно будет весьма сложно, убежден независимый эксперт по автопрому Сергей Бургазлиев.

«Поскольку автомобиль как вид собственности неотделим от человека, это является своего рода формой слежения за человеком. У нас большой законодательный разрыв в этом плане, нет определения объекта данных, нельзя сказать, кому они принадлежат. Не вызовет ли это волны недовольства водителей, за которыми следят? Вызовет; мне, например, не хочется, чтобы за мной постоянно следили. Полагаю, что введение «Автодаты» это вопрос даже не ближайших 4–5 лет, а существенно более долгого срока, — заметил Бургазлиев.

С ним соглашается автомобильный правозащитник Сергей Ифанов. По его мнению, вопрос сбора данных может быть реализован исключительно в добровольном порядке.

«Любые требования граждан сообщать о своих передвижениях выглядят именно, как «Большой брат следит за тобой», — заключил эксперт.