Найти в Дзене
Зоя Гессен

3 факта о нашем мозге и правильном воспитании детей

(Чтение этой статьи займёт 3 минуты 51 секунду) Сегодня хочу продолжить тему воспитания. (Предыдущая статья) Хочу поговорить не просто о принципах и философии воспитания, а об определенных научных фактах, которые помогут пересмотреть наши взгляды на воспитание детей. Что значит правильное воспитание? Представления об этом менялись множество раз. Когда-то считалось, что детям необходима строгость. Некоторое время назад на смену строгого воспитания пришла философия свободы самовыражения. А сегодня мы наблюдаем настоящий прорыв в науке о мозге. Теперь мы имеем возможность воспитывать детей более эффективно, учитывая особенности развития мозга ребенка. То, о чем я сегодня пишу основано на книге «Дисциплина без драм», отколотой я уже рассказывала раньше ( ссылка). То, о чем я сегодня расскажу может изменить ваше понимание отношений не только с детьми, но и со взрослыми. В книге авторы дают очень важное определение дисциплине. То, что раньше наши бабушки, и некоторые из нас, ассоциировали с

(Чтение этой статьи займёт 3 минуты 51 секунду)

Сегодня хочу продолжить тему воспитания. (Предыдущая статья) Хочу поговорить не просто о принципах и философии воспитания, а об определенных научных фактах, которые помогут пересмотреть наши взгляды на воспитание детей.

Что значит правильное воспитание? Представления об этом менялись множество раз. Когда-то считалось, что детям необходима строгость. Некоторое время назад на смену строгого воспитания пришла философия свободы самовыражения. А сегодня мы наблюдаем настоящий прорыв в науке о мозге. Теперь мы имеем возможность воспитывать детей более эффективно, учитывая особенности развития мозга ребенка.

То, о чем я сегодня пишу основано на книге «Дисциплина без драм», отколотой я уже рассказывала раньше ( ссылка). То, о чем я сегодня расскажу может изменить ваше понимание отношений не только с детьми, но и со взрослыми.

В книге авторы дают очень важное определение дисциплине. То, что раньше наши бабушки, и некоторые из нас, ассоциировали с наказанием за дурные поступки, как оказалось, имеет совершенно другое значение. Авторы предлагают рассматривать дисциплину, как процесс научения, просвещения ребёнка. Ведь изначально слово «дисциплина» и означает «обучение». То есть через дисциплину мы обучаем ребёнка нормам и правилам поведения, показывая, как более эффективно взаимодействовать с внешним миром. Мы же привыкли концентрировать внимание только на неизбежной расплате за проступок. Да, наказание может немедленно остановить плохое поведение, но это даст всего лишь краткосрочный результат. Важнее переместить фокус с краткосрочных, сиюминутных целей, на долгосрочные, фундаментальные цели. Важнее не получить беспрекословное подчинение, а научить ребенка контролировать себя, и помочь ему сформировать внутренний компас, который поможет ребёнку принимать правильные решения без контроля родителей со стороны. Как же нам добиться долгосрочных целей?

Авторы книги настаивают на том, что любое обучение нужно начинать с эмоционального контакта. Почему это так важно?

Потому что это продиктовано особенностями работы нашего мозга. У мозга есть три особенности:

Мозг изменчив.

Мозг условно можно разделить на два уровня: это верхний и нижний мозг. Нижний, или примитивный мозг, отвечает за базовые инстинкты организма и за простые сильные эмоции. Этот мозг хорошо развит у детей уже с рождения. Поэтому, бурные реакции вашего малыша, когда он чем-то недоволен, объясняются работой именно нижнего, примитивного мозга.

Верхний, или высший мозг отвечает за осознанные решения, самоконтроль и эмпатию. У маленьких детей этот мозг развит плохо, и полностью формируется только годам к двадцати пяти. Но это не значит, что ребенку надо все спускать с рук. Наоборот, именно потому, что у него плохо развит высший мозг, задачей родителей становится устанавливать границы и рамки для малыша, пока он не научится это делать сам. То есть родители как бы выполняют задачу внешнего высшего мозга. Мы должны помочь детям развивать навыки высшего мозга. Часто мы просто забываем об уровне развития мозга нашего ребенка, и требуем от него того, что он просто не может сделать в силу своего развития. Помните об этом!

Мозг изменяем.

Структура мозга физически меняется в зависимости от опыта. Когда мы переживаем какой-то опыт, в мозге активизируются определенные нейроны. Нейроны, которые активизируются одновременно, связываются и образуют нейронные цепи. И чем чаще повторяется какой-то опыт, тем крепче цепь. Приведу пример. Я любила свою учительницу по биологии и по биологии у меня всегда была оценка «отлично», то есть одновременно с нейронами, которые активизировались у меня на занятиях биологией, у меня активизировались нейроны положительных эмоций. И таким образом мне всегда нравилось учиться. Точно так же может и навсегда пропасть охота учиться. Например, я ненавидела уроки химии из-за того, что мне не нравился учитель. Поэтому нам важно тщательно продумывать опыт, который мы даем пережить детям. Зная такую особенность мозга, позволите ли вы своему ребенку часами сидеть с планшетом? Будете ли шлепать его, или кричать на него?

Мозг сложен.

Мозг состоит из разных частей, которые отвечают за разные функции. Как мы уже выяснили, когда ребенок капризничает, это говорит, что активен его нижний, примитивный мозг. Если в разгар драмы вы начинаете ему угрожать, то срабатывает инстинктивная реакция «атакуй-или-беги». Он просто начнёт бросать в вас игрушки в ответ на ваши нотации. Закончится все скандалом и испорченными нервами. Вместо этого мы должны постараться успокоить нижний, примитивный мозг, что даст возможность обратиться к высшему мозгу ребёнка. Для этих целей и нужен эмоциональный контакт. Это может быть прикосновение, объятья, или просто одобрительная улыбка. Ребенку важно чувствовать, что родители его любят, и готовы понять, не только, когда он хорошо себя ведет, но и тогда, когда он ведёт себя плохо. И как только он почувствует себя в безопасности, примитивный мозг утихнет, и ребёнок готов воспринимать уроки, которые вы хотите, чтобы он усвоил.

Конечно, ситуации бывают разные, и эмоциональный контакт не всегда помогает. Но он, по крайней мере, поможет вам сохранить связь с ребёнком, а ему поможет вырасти спокойным, уверенным и счастливым.

На сегодня это всё.

Спасибо тем, кто дочитал эту статью до конца! Хорошего всем дня и поменьше драм!

На сегодня это всё.

Спасибо тем, кто дочитал эту статью до конца! Хорошего всем дня и поменьше драм!