Вчера было объявлено, что лауреатом премии "Ясная Поляна" в номинации "Иностранная литература" стал чилийский писатель Эрнан Летельер за роман "Искусство воскрешения". По этому поводу не грех вспомнить свою рецензию двухлетней давности.
В принципе, это достойный выбор. Книга хорошая, Летельер - достойный наследник великой латиноамериканской литературы и его книги понравятся всем, кто неравнодушен к Маркесу, Варгасу Льосе, Астуриасу, Амаду и к многим другим прекрасным авторам из Южной Америки
Меня, начиная с весны, когда был обнародован длинный список, пугала напрашивавшаяся очевидность выбора в пользу Джулиана Барнса с его не самым лучшим романом "Одна история". Но опасения не оправдались и жюри сделало другой выбор.
Конечно, хотелось бы чтобы лауреатами стали Ричардо Руссо или Нил Мукерджи, которых я номинировал на премию, повторить успех прошлого года с "Иудой" Амоса Оза. Кроме того, в списке этого года вообще оказалось немало достойных книг и авторов: Джонатан Коу "Срединная Англия" (замечательная хроника современности, и прекрасное завершение трилогии о Траккалеях), фантастический по яркости, экзотичности и глубине мысли Эка Курниаван "Красота - это горе", весьма спорная "История одиночества" Джона Бойна, мрачный, переосмысливающий историю Агамемнона и Клитемнестры "Дом имен" Колма Тойбина, прячущий сложность за простотой роман Селесты Инг "И повсюду тлеют пожары", эпохальное постмодернистское полотно Пола Остера "4321".
Но победил Летельер. И есть, наверное, некая логика в том, что проблематику Иуды сменила проблематика Христа.
Очередное пришествие Христа
Летельер Э.Р. Искусство воскрешения/ Пер. с исп. Д. Синицыной. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2017. - 264 с.
Проза простая, цветастая, озорная и печальная, не знающая правил и стеснений. Повествование, текущее свободно, переходящее с элегантностью, легкостью, когда это нужно, от одного рассказчика к другому, от третьего лица к первому. Все это Эрнан Ривера Летельер - голос чилийских бродяг и шахтеров, чудаков и святых.
«Искусство воскрешения» можно прочесть как историю возвышенной любви в низменных страстях и тяжелых жизненных обстоятельствах. Мужчина ищет женщину, женщина - мужчину. И вот она - долгожданная встреча, обещающая счастье, знаменитое аввакумовское «так побредем».
Тот, кто надеется на половодье чувств в экзотических интерьерах пампы и шахтерского поселка, не обманется. В «Искусстве воскрешения» перед читателем новая история любви, не уступающая той, с которой российские читатели познакомились в книге «Фата-моргана любви с оркестром».
Но не только. Роман Летельера – это еще и живой очерк народных нравов, историческое повествование о Чили первой трети XX века, яркое, сочное поэтичное жизнеописание одного из самых необычных персонажей чилийской истории, не то юродивого, не то мудреца, не то святого, Христа из Эльки.
И все же это книга о христианстве, о его судьбе в гуманистическую эпоху. Перед читателем новая «Легенда о Великом Инквизиторе». Рассказ о втором, современном, пришествии Христа, а значит и о повторном его изгнании. Никакой мистики, никаких чудес в библейском сказочном смысле. Христос Летельера – человек XX века. Поэтому и жизнь его, и повадка, и творимые чудеса (а их предостаточно) выдержаны в духе эпохи. Автор уже на первых страницах дает понять читателю, что времена изменились: чудо воскрешения предстает в поучительном ироническом ключе.
В нынешнем христианстве нет места для детской мистики и наивной романтики первых веков человечества. Летельер без всякой жалости отбрасывает присущую евангелистам политкорректность. Поэтому происходящее в романе поначалу воспринимается не то как пародия, не то как издевательство над библейскими событиями. А между тем перед нами всего-навсего современная версия вечно повторяющейся евангельской истории. Христос, первый, известный всему человечеству, вступил в Иерусалим, а Христос из Эльки в Вошку. Там была ослица, а здесь, «чики-чикичу, чики-чикичу», – дрезина. Там омовение ног, здесь чресл.
Но вот чудо – торжественность события не исчезает, таинство живо. Чистота и непорочность никуда не испаряются. Вера исторична, а религия вечна. Тяга к горнему остается, хотя и обретает очертания самые прозаические.
Сохраняются и гонения. Хотя форма их сменилась, да и гонители нынче тоже уже не те.
Христа преследует не Церковь, не первосвященники-Великие инквизиторы. Церковники XX века смешны, незначительны, в основном безвредны. Грешные люди, без амбиций и способностей, закосневшие в мелких грехах и широко известных пороках (от зависти до педофилии). Государство тоже бессильно. Диагноз, вынесенный новой святости бюрократией эпохи модерна («хроническое бредовое расстройство с проявлениями мистического бреда») мало кем принимается во внимание. Его легко осмеять и опровергнуть: «Когда мы, верующие, говорим с Богом, считается, что мы молимся, а когда Бог говорит с нами, считается - что мы несчастные шизофреники».
Современные жрецы злобствуют и подстрекают власти: «Распни его! Распни!». Власть привычно умывает руки, но по гуманности нынешних нравов решает судьбу Христа из Эльки не столь кроваво, но, возможно, более жестоко, чем два тысячелетия назад.
А люди по-прежнему жаждут святости и спасения. Народ любит и ждет живого бога, встречает его хлебом и солью. Дает выступить на профсоюзном собрании в защиту трудящихся. По бедным улочкам идет Христос, Учитель, Заступник и Пастырь. Разве не об этом мечтали, не на это надеялись?
И да, и нет.
О противоречивом движении современного человека – страсти к Христу и страхе перед христианством и повествует роман.
Богом может стать каждый. Это задача максимум. Для большинства высота скромнее. «Истинно говорю вам, брат, как ребенок обязан стать взрослым, христианин обязан стремиться стать святым».
Но что это будет за святость? С образом Магалены, идеальной блудницы-ученицы, объекта всех стремлений Христа из Эльки, связаны размышления автора на этот счет.
Христа отвергает сама современная жизнь, его отвергает народ, который вроде бы тянется к нему, а на деле отходит от христианских идеалов все дальше и дальше, заменяя их чем-то более понятным и осязаемым.
На одном конце Вавилонская блудница, на другом Христос. Между ними человечество. И все это в Божьей воле, все управляется Провидением. «Сопрягай!» Все как у Мережковского:
Небо - вверху, небо – внизу,
Звезды – вверху, звезды – внизу,
Все, что вверху, все и внизу, -
Если поймешь, благо тебе.
И в блуде, и в святости просвечивает таинство дара, эроса. Земля и небо стремятся к бракосочетанию, блудница должна стать святой, а святой раскрыться во всей полноте человечности. «Им, пробкоголовым, невдомек было, что Сын Человеческий – тоже человек, задери их репей».
Святая блудница одерживает верх. У нее свое служение, своя правда. Время нищего и неухоженного Христа, гуляки-проповедника, подающего людям не себя, не свою плоть, как она, а словесные камни, прошло. А может быть, оно и не должно настать. Возможно, Магалена и Христос из Эльки - два разных, непересекающихся пути благой вести. И то, что сегодня путь плотского утешения, постельного гуманизма оказывается действеннее полоумных проповедей и возвышенных озарений юродивого - надолго ли?
Книга Летельера при поверхностном чтении может показаться вызывающей, глумлением над евангельскими святынями. Но это не так. Общий посыл ее вполне традиционен, и направлен не от Христа, а, напротив, к нему. Христианство никогда не любило жить в холодных надменных соборах, оно всегда было ближе к низовой карнавальной культуре. Христианство – религия жизни и радости, религия простых, а потому самых ярких чудес, самое свободное мировоззрение, религия, ближе которой не может быть к человеку. И именно поэтому оно - самое действенное искусство воскрешения.
Однако судьба христианства всегда трагична. Земное царство слишком мало для Христа, и он, независимо от порядковой цифры своего пришествия, каждый раз отправляется искать иного, большего.
Впрочем, трагическая судьба христианства воплощена в романе не только в образе Христа из Эльки, но и в человеке с метлой, Доне Анонимо, юродивом, без которого не стоит ни одно селение.
Что такое христианство? Безумный дворник самой протяженной, человеческой, пустыни.
Однако это не повод расставаться с верой. Времена приходят и уходят. Впереди очередное пришествие Христа. Каким суждено быть искусству воскрешения в XXI веке? Над этим не мешало бы поразмыслить, читая роман Эрнана Риверы Летельера.
Сергей Морозов