Найти тему
О Жизни и об Истории

FGFA или несостоявшийся полет. Часть II окончательная.

FGFA. Фото: https://www.thehansindia.com/posts/index/National/2016-10-16/Russia-plans-to-sign-FGFA-deal-with-India-by-year-end/259088
FGFA. Фото: https://www.thehansindia.com/posts/index/National/2016-10-16/Russia-plans-to-sign-FGFA-deal-with-India-by-year-end/259088

Итак, продолжаем, точнее сказать – завершаем, о грустном: о так и нереализованном проекте FGFA. Мы остановились на том, что бортовое оборудование, навигационные системы и пр, для самолета должны были произвести индийцы.

В целом же доля индийского ОПК в создании FGFA должна была составить 30 %. Общая стоимость проекта составляла 35 млрд долларов, один самолет должен был обойтись примерно в 100 млн долларов. Не так уж и дорого, для многоцелевого истребителя пятого поколения.

Для сравнения: себестоимость одного F-22 Raptor составляла еще десять лет назад 146,2 млн долларов. Недаром сами американцы с горькой иронией называют его золотым и понимают, что погорячись с его созданием. Да и нельзя сказать, что он несравненно эффективнее Су-57, а уж то, что несравненно дороже – точно. К слову, на F-35 Lightning II американцы затратили свыше 50 млрд долларов. Тоже внушительная сумма.

Су-57 – быть может, индийцы просто хотят купить эти машины. Фото: https://m.newsland.com/content/turtsiia-budet-zakupat-novye-rossiiskie-istrebiteli-su-57/6736710
Су-57 – быть может, индийцы просто хотят купить эти машины. Фото: https://m.newsland.com/content/turtsiia-budet-zakupat-novye-rossiiskie-istrebiteli-su-57/6736710

Замечу также: в случае реализации проекта FGFA, Индия получила бы качественное превосходство в воздухе не только над Пакистаном (лучшими в ВВС страны считается пакистано-китайский JF-17 «Thunder»), но и Китаем, ибо претендующий на статус истребителя пятого (по западной классификации) поколения Chenhgdu J 20 пока что не имеет даже собственного двигателя (мне, к сожалению, не удалось найти в открытых источниках информации, касающейся его стоимости).

Кроме того, обе страны, в случае реализации проекта, могли продать самолет третьим странам, что также сулило существенную финансовую выгоду.

Так в чем проблема? По ходу работ индийцы постоянно выдвигали различного рода претензии и пожелания: то двигатель им требовался помощнее, нежели установленный на Су-57, то они требовали максимального использования композитных материалов. То их не устраивали сроки (долго, мол), то цена (подешевле бы, хотя собственно индийская техника им обходится дороже российской – что помянутый в первой части истребитель HAL Tejas, что танк «Арджун» – включая их модификации), от нежелание российской стороны передавать соответствующие технологии, то о чем я уже упоминал в первой части страны.

Противокорабельные ракеты БраМос – промер плодотворного российско-индийского сотрудничества. Фото: https://www.vladtime.ru/2016/11/02/indiya-planiruet-prinyat-na-vooruzhenie-raketu-bramos-vesnoy.html
Противокорабельные ракеты БраМос – промер плодотворного российско-индийского сотрудничества. Фото: https://www.vladtime.ru/2016/11/02/indiya-planiruet-prinyat-na-vooruzhenie-raketu-bramos-vesnoy.html

Однако по части цены и передачи технологий договориться не удалось. Но самое интересное: насколько я понял: индийцы не совсем вышли из проекта, несмотря на столь громки заявления на этот счет. Точнее сказать, они – ждут принятие на вооружение Су-57 (собственно, уже дождались), чтобы либо реанимировать проект, либо купить названную машину. Так что, думаю, проект FGFA рано хоронить.

Если Вам понравилась статья — подписывайтесь на мой канал.

Игорь Ходаков