Найти тему
hiSocrates

"Матрица": Философское осмысление. Часть третья.

Оглавление

Вторая часть матрицы.

Она представляет собой логическое продолжение развития уже данной идеи. Более того, здесь нам дается «особый контраст». Человек и машина. Человеческий способ мышления и ужасающий по своей точности и логичности способ машинный. Слова Морфеуса в начале фильма. «Почему нет? По-моему это абсолютное воплощение логики машины». Один к одному. Простая логика и абсолютная точность. Тот же смысл мы можем найти и в сцене с Меровингом. Одна причина – одно следствие. Cause and effect. И особенно символична сцена в пещере-храме Зиона. Секс, страсть, движения, босые ноги на земле, танцы – манифестация человеческого. Но вернемся к самому названию части – Перезагрузка. Что должно быть перезагружено? Система, т.е. сама Матрица. И главным компонентом этого процесса выступает Нео. Выходит, что он всего лишь элемент контроля системы. Предохранительный клапан. Аномалия, которая обеспечивает целостность нормальной системы. Таким образом, Нео уже не выступает полностью свободным субъектом, а становится своеобразной кнопкой перезагрузки. Но вся суть этого процесса неизбежно должна строиться на свободном выборе. Что и обеспечивает динамическую постоянность системы (Архитектор). Теперь для того, чтобы понять, для чего нужен этот тупик (Пифия), мы должны понять, что он представляет для Нео. На мой взгляд, это классическая иллюстрация кризиса веры или испытание веры. Необходимая точка окончательного разрешения. Диалектическая противоположность, необходимое сомнение.

Нео выходит из него при помощи все той же субстанции, благодаря которой он и стал избранным – любовь. Он выбирает спасение своей возлюбленной. И это приводит к формированию нового принципа построения системы.

Но развитие персонажа не состоялось бы без его диалектической противоположности – Смита. В конце первого фильма мы видим не только рождение Нео, но и перерождение Смита, а точнее — Смит становится машиной с человеческими амбициями и желаниями. И отныне он не принадлежит системе. Он автономен. Примечателен тот факт, как Смит заявляет о себе. Передает наушник. Символический способ, который присущ человеку. А Нео в свою очередь, становится и машиной в том числе – «проникновение в источник изменило твое сознание, но ты по-прежнему человек». Смит диалектическая противоположность Нео. Оба направлены на цель, оба развиваются, но цели и способы развития диаметрально противоположны. Нео – это развитие качественное, тогда как Смит – развитее количественное. (бесконечная репликация.). Цель Смита – выход из Матрицы путем уничтожения, тогда как цель Нео спасение. Может сложиться неправильное впечатление, что Смит и Нео отдельные друг от друга субъекты, но это не так. Скорее Смит зависим от Нео, но не наоборот. С тех пор как Смит освободился от Матрицы, его существование зависит от Нео. Но, в свою очередь, Смит для Нео — это собственная негативность. Вся коллизия разворачивается скорее вокруг развивающегося сознания Нео.

-2

Нео останавливает охотников.

Пожалуй, эта сцена, породила целую мифологии по поводу нового уровня Матрицы, т.е. Матрица внутри Матрицы. Даже есть предположения, что первоначально братьями задумывалась другая концовка – концовка в стиле антиутопии, когда возможность выхода – это всего лишь иллюзия. Многие говорят, что эта сцена путает все карты, и что она несколько выбивается из хода повествование (это и дает повод думать о МвМ) Но, на мой взгляд, она вполне логична и вписывается в главную идею – идею развития персонажа. Более того, это можно и объяснить с точки зрения сюжета - слова Архитектора: ««проникновение в источник изменило твое сознание, но ты по-прежнему человек». Сознание Нео теперь включает и сознание машин, вот почему он может и видеть и чувствовать. Значение этой сцены – расширение сознания персонажа.

-3

Mobil Avenue.

Здесь, прежде всего, необходимо отметить, что слово Mobil -это анаграмма слова Limbo, что означает заточение или преддверие Ада. Эта трактовка тем более обретает смысл, когда Тринити, Морфеус и Сераф спускаются в клуб Ад (Hell) для того, чтобы заключить сделку с Меровингеном. Плюс ко всему, Меровинген это своеобразная интерпретация Аида (известный миф о Персефоне и Аиде.) Основываясь на этом, мы видим как бы главный «уклон» всей истории, или, точнее, ее главный подтекст, а именно — религиозный подтекст. И еще, если обратить внимание на имя защитника Пифии – Сераф – здесь явно читается Серафим. В христианской и дохристианской культуре это пылающий или горящий «ангел» - защитник. Итак, вернемся к сцене на Mobil Avenue. Там Нео встречает семейство Rama-Kandra с женой и маленькой дочкой. Они собираются спасти свою дочь, отправив ее в Матрицу из мира машин, так как Sati —программа без цели, а это для машин неприемлемо. У каждой программы должна быть своя цель, иначе они уничтожаются. Но, необходимо сказать, что семья – это программы. И Нео удивлен тем, что программы могут любить, ведь для них не существует чувств. Но для них любовь – это связь. Здесь опять отчетливо звучит тема любви, но и более того – тема самопожертвования, так как Sati еще означает самопожертвование (древний индусский ритуал, когда вдова должна была сгореть вместе со своим умершим мужем). Короче говоря, эта сцена — символ того пути, по которому должен будет пройти Нео. А любовь – это новый принцип устройства системы – интуитивная непосредственная связь. Не случайно Сати остается под опекой Пифии. Еще интересен момент, когда Пифия учит Сати, как готовить печенье. Это сцена – передача знания.

Автор: Валерий Исаев

Начало - здесь и здесь.

Продолжение следует.