Найти тему

Молитва «Отче наш»

Девять строк повторяем мы каждый день; семь прошений чудной молитвы, которые звучат от сердца, заполняют ум, возвышают душу. Кто-то шепчет их тихонько у маленькой иконки в углу; кто-то громогласно провозглашает под сводами величественных соборов; кто-то, написав на бумаге, держит слова в кармане у сердца. Молитва «Отче наш» - это урок, который был когда-то задан святым апостолам. «Отче наш» - это скрижали молитвы, их написал для нас Новый Моисей - Сам Спаситель Иисус Христос. Вновь и вновь пусть звучит воззвание к Отцу, дарованное нам Его Сыном, и да даст нам Дух Святый познание смысла этой молитвы.
1 строка.
Отче наш, иже еси на небесех!
«
отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах»(Матф.23:9) — сказал в другом месте Христос. Первое прошение как первая заповедь Декалога «Я Господь, Бог твой, ... да не будет у тебя других богов перед лицем Моим» (Втор.5:6-7). Нет у нас другого Божественного Отца ни на небе, ни на земле, есть только Один к Нему и взываем: «Отче наш». Если мы называем Бога своим Отцом, значит мы Его дети, сыны и дщери. Если мы Его дети, то должны жить в любви и послушании по заповедям Его.
Ты взываешь к Отцу, не забывай, что ты не один, ты молишься со всей семьей Его детей — людей Церкви, христиан православных. Поэтому и говорим «Отче наш», а не «Отче мой». Даже если ты шепчешь молитву где-нибудь в глубине морской на подводной лодке, знай, что с тобой шепчет ее другой сын или дочь Отца, который на земле, корабле, самолете...
Господь хочет, чтобы когды мы молимся Отцу, мы возвышали свой ум от всего земного, поэтому и называем Его
«иже еси на небесех», то есть за пределами нашего доступного познания. Небеса — здесь символ возвышенного над землей мышления о Боге, свободного от всего суетного.
2 строка.
Да святится имя Твое!
Имя Бога — не просто набор букв или звуков, оно есть отзвук Его бытия в нас и мире. Если мы христовы, значит называем себя Его именем. Если мы Христовы, то и имя его святится в нас, если же нет, то хулится оно неверующими. Как хулилось оно из-за иудеев по слову апостола Павла (Рим.2:24).
Поэтому и просим мы Отца, чтобы видящие нас прославляли имя Спасителя, видя наши добрые дела (если таковые имеются, конечно).
3 строка.
Да приидет Царствие Твое!
«
Царство Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21) — сказал однажды Спаситель. А в другом месте «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18:36) и «не приидет Царствие Божие приметным образом» (Лк.17:20). Итак, Царствие Божие в этом прошении следует понимать трояко. Во- первых, как мир в душе верующего, во-вторых, как господство веры и благочестия в Церкви. В третьих, как время Второго Пришествия Христова. Да, да, каждый день мы просим Отца, чтобы, наконец, наступило время «конца времен», когда «отрет Бог всякую слезу с очей»(Откр.7:17) верующих, время Нового Иерусалима. Поэтому и молимся вместе с апостолом Иоанном Богословом «Гряди, Господи, Иисусе»(Откр.22:20), гряди, мы ждем Тебя!
4 строка.
Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Сам Господь молился в Гефсиманском саду «не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). в русском языке слово воля имеет еще и значение «свобода». Мне кажется это не случайно, ведь в этом и заключается истинная свобода человека - в том, чтобы живя на земле, жить как на небе Ангелы, исполняя волю Отца. И опять не о себе только молимся, но о всей земле, чтобы небо было на земле, а земля на небе, чтобы хотения наши были в Боге, в заповедях его.
5 строка.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь.
Этим прошением Господь ограничивает наши желания только насущным, то есть самым необходимым. Может быть я хочу попросить у Бога богатства?
«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак.4:3). Так отвечает апостол Иаков на мой вопрос. Господь хочет, чтобы в молитве мы не просили у Бога недостойных вещей.
Хлеб наш насущный — это еще и образ Святого Причастия. В этом прошении мы молимся и о Церкви, чтобы во всем мире каждый день совершалась бескровная жертва благодарения, Божественная Евхаристия, чтобы Сын Божий питал нашу сущность Телом и Кровью Своею, как питал когда-то евреев в пустыне манной.
6 строка.
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.
Долги здесь это не только грехи, но и добрые дела, которые мы не сделали, но должны и могли были сделать. Я прошел мимо нуждающегося человека — и вот я уже должник пред ним и пред Богом. Прощение от Бога связывается здесь с нашим собственным отношениям к должникам. Если я сам никого не прощаю, то нечего мне надеется, что Бог простит меня.
7 строка.
И не введи нас во искушение.
Писание во многих местах говорит, что искушение полезно для духовного совершенства, также в нем сказано, что «
каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:14). Да и Сам Христос советовал апостолам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41). Искушения неизбежно будут в нашей жизни, и задача каждого верующего — извлечь духовную пользу из каждого искушения, и самому не стать источником искушения для себя и других. Как говорит святой Кирилл Иерусалимский искушение подобно воде, по которой шел апостол Петр к Иисусу. Как только засомневался в силе Христовой, то сразу тонешь, то есть погрязаешь в искушении, оно поглощает тебя.
Поэтому мы молимся мы в этом прошении, чтобы Отец Небесный не вводил нас в искушение сверх наших сил, чтобы не погрязнуть, не потонуть в соблазнах этого мира.
8 строка.
Но избави нас от лукаваго.
Лукавым здесь называется не какой-нибудь человек, а именно диавол, именно он и является первоисточником всякого искушения. Частица «но» означает связь с предыдущим прошением, означая, что искушение неразрывно связано с его источником -лукавым диаволом. Он искушал Адама и Еву в раю, искушал и Самого Господа в пустыне. Но здесь в этой молитве это последнее прошение, а значит, если Бог избавит нас от лукавого, то не нечего нам бояться в этой жизни, кроме падения от Бога
9 строка.
Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
В последние слова молитвы принято добалять славословие Святой Троице: «Яко Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.Аминь».
Молясь об избавлении от лукавого в предыдущем прошении, теперь же в последнем славословии мы признаем, что власть над всем миром принадлежит Единому Царю и Богу. Сначала назвали Его Отцом, теперь же называем Его Царем, чтобы, испытывая Его отеческую любовь к себе, не забывать, что Он Творец и Владыка мира, чтобы возгревали в себе трепет перед силой и славой Того, Кто создал бесчисленные миллиарды звезд.
Последним словом «Аминь» (что означает «Истинно, да будет»), мы подтверждаем, что молитву произнесли с верой и пониманием ее содержания.
священник Валерий Варнашов