Это продолжение авторского исследования топонимики нашего Города, начало которым было положено здесь.
Автово
Существует масса легенд о происхождениии этого названия.
В 1824 году деревню, находящуюся на этом месте смыло жутким наводнением, и Император, ездивший, чтобы лично увидеть потери, оценить их и помочь нуждающимся, увидел толпу пострадавших крестьян, жителей бывшей деревни. Подъехав, Александр Первый спросил у крестьян какие у них нужды, в чем потери, на что пострадавшие жители, оцепенели от блеска орденов и аксельбантов и от осознания, кто с ними говорит. Но потом, из оцепеневшей толпы выскочил старичок- боровичок и начал гутарить, мол, «у афтова дом, амбар с пшеницей и коровник с коровой смыло, а у афтова домишко со всею рухлядью и животами»… Царь выслушал и переспросил: это, мол, все у Автова — а у остальных как? Ему объяснили, что старичок картавый и беззубый, посему и говорит "афтова" вместо "этого", он много смеялся и повелел — крестьянам помочь. По высочайшему указу была насыпана высокая земляная насыпь, прообраз нынешней дамбы, дабы уберечь крестьян от новых водяных напастей, а поверх насыпи построили крестьянам дома и дали им денег на обзаведение живностью взамен утопшей. Ну, а деревню- де назвали в честь того недоразумения — Автово. Легенда эта, конечно, хороша, но это- сказка.
На самом деле все было по- другому. Еще в допетровские времена на плане, сделанном шведами в 1699 году, на этом месте была деревня Autovo, название которой ведут от финского «autio» — безлюдный, заброшенный. Типа, деревня в совсем безлюдном и заброшенном месте.
Еще одна версия гласит, что в данном месте активно размножались медведи, коих местные лопари при посредствии русской рогатины отлавливали и употребляли. По-фински медведь звучит как otava. Вот и получила деревня название, позднее переделанное русскими переселенцами в Автово.
Но, наиболее вероятной версией странного «автомобильного» названия поселения, значится та, что на языке жившего в том месте племени ижора Auttova означает «пустошь».
Автово довольно долго являло собой сельхозпридаток Петербурга. Молоко, овощи и прочее поставляли ижорцы в город, который потреблял горы провианта. А в 1801 году в тот район перевели из Кронштадта чугунолитейный завод. Этот завод со временем стал Путиловским, в наше время это Кировский завод.
В начале 20-го века в Автово снимали летние дачи небогатые петербуржцы. «Дачный поселок Автово – деревушка между Лиговом и Нарвским шоссе, – писал „Петербургский листок“ весной 1909 г. – От Петербурга шесть верст, от казенной лавки две с половиной версты. Сообщение только конное, но так как ни у дачников, ни у крестьян нет лошадей, то сообщаются „на своих двоих“»…
В 1930-х годах Автово все еще сохраняло свой пригородный характер. «Там, где от трамвайной линии по улице Стачек отходит ветка на Турухтанный остров, расположен поселок Первое Автово, – сообщалось в путеводителе по Ленинграду 1933 г. – За воротами Северной судостроительной верфи построен второй городок этого поселка, а подойдя ближе по улице Стачек к Болотному переулку, можно увидеть в глубине его вновь отстроенные деревянные дома третьего рабочего городка».
Район сильно пострадал в Великую Отечественную и впоследствии был полностью отстроен.
Охта
Чуть выше по течению Невы, если смотреть от молодой столицы Государства Российского, существовал шведский городок Канцы- маленький и достаточно обжитой. Но, построен он был на шведский манер, а царь Петр любил манер голландский, посему, бросая взгляд на карту, Император вздыхал: "Ох, та сторона..." Поэтому, многие умные историки (как им кажется) и считают, что так тот район и стал постепенно Охтой. Но, это, опять же сказка.
На самом деле, река Охта ведет свое название от ижорского слова, означающего «медвежья». Высокий берег реки, сосновые боры — и живущие в них медведи (аналогии с Автово не находите?). Первое упоминание о реке и селении на месте впадения Охты в Неву найдено в Новгородских летописях за 1300 год. Шведы, пришедшие после, звали реку Swarte, «черная» — видимо, за цвет воды, протекавшей ранее по торфяникам. Вернувшиеся на Неву в 1703 году русские снова стали звать реку Охтой.
В феврале 1720 года для нужд постройки русского флота немного выше Петербурга по течению Невы на месте селения Канцы было построено 500 домов для приезжающих мастеровых плотников с семьями. Так появилась Охтенская слобода. Изначально в слободе работали только мужчины и только на постройке флота. Но, вскоре оказалось, что Город активно нуждается в молочных и кисломолочных продуктах (за санкционкой в Чухонку тогда еще никто не догадывался кататься). Тогда Петр рекрутировал часть плотников из Холмогор— и на Охте появились холмогорские коровы, неприхотливые и дававшие много хорошего молока. Впоследствии были завезены коровы и голландской породы, дававшие отличный Маасдам и Эдамер. НашеВсе отразил данный факт в стихах: "С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит."
Время неумолимо текло, развивались заводы Петербурга, прошло время «охтенок», спешащих через Неву в Петербург с утренним молоком.
А Охта осталась Охтой.
А вот здесь была исследована Советская топонимика Ленинграда